Как помочь ребенку стать уверенным в себе?

Счастливый ребенок

Черты уверенного человека:

  • проявление положительных эмоций при новых знакомствах;
  • долговременные дружеские связи;
  • спокойная манера поведения;
  • адекватная реакция на критические замечания со стороны взрослых, сверстников;
  • спокойное признание успеха другого человека, принятие собственных неудач;
  • самоуважение, понимание своих прав, способность отстоять их перед ровесниками и взрослыми;
  • настойчивость, целеустремлённость;
  • наличие собственного мнения, отсутствие «стадного» инстинкта.

Анализируя, детально разбирая поведение человека в разных ситуациях, можно понять слабые и сильные стороны характера.

Признаки, того, что ребенок вырос неуверенным:

  • Cкрытность и замкнутость в себе
    Он редко рассказывает, что с ним происходи, не любит отвечать на вопросы о его настроении и чувствах.
  • Он мало общается
    Конечно, необщительность может быть просто чертой характера, и далеко не все люди любят много общаться. Но обратить внимание на то, что ребенок больше любит быть один, чем в обществе – стоит.
  • Он робок
    Что-то понадобилось, а он боится сказать о своей потребности, терпит неудобства и ждёт, пока все решится, само собой.
  • Подражает уверенному в себе другу
    Для детей подражание характерно, однако, если вы заметили в ребенке что он делает это слепо и с без критики. Просто он видит уверенного в себе ребенка и хочет быть «как он».
  • Ему сложно установить контакт с незнакомыми
    Спросить дорогу, да и просто заговорить с новыми людьми – проблема для неуверенных детей.
  • Самооценка занижена
    Ему всегда кажется, что у него не получится, а если ему улыбнулась удача, то он не радуется победе в полной степени, а думает, что это ему просто повезло.
  • Упрямство и заторможенность
    Эти качества в ребенке связаны с боязнью нового. Ему сложно адаптироваться в новых ситуациях, такие дети стремятся оставаться в знакомой и привычной обстановке.

Как справиться с робостью ребенка

О том, как воспитать ребенка уверенным в себе, написано множество книг. Но вам не обязательно штудировать тонны фолиантов, чтобы помочь своему чаду побороть нерешительность.

Совет 1: не оскорбляйте и не навешивайте ярлыков

Критика должна быть только конструктивной. Если малыш разбил вазу, не обзывайте его безруким, косоглазым или еще похуже. Узнайте, как такое могло случиться, попросите убрать осколки, выразите сожаление, что такая красивая вещь больше не будет вас радовать.

Не допускайте оскорблений со стороны других людей, пресекайте любые попытки этого. Вы должны быть опорой вашему отпрыску, чтобы он чувствовал поддержку в любой ситуации.

Навешанные ярлыки порой приклеиваются на всю жизнь, становясь ориентиром неуверенному в себе человеку. Фразы типа: она отстает в развитии; отец не смог с ними жить; он трус; она красавица заставляют ребенка действовать соответственно его пониманию присвоенного ему стереотипа.

Если вы убедили ребенка, что думаете о нем, что он дурак, не ждите высокой успеваемости в школе. Он использует ярлык как отговорку, чтобы не стараться.

Совет 2: хвалите детей

Ничто так не воодушевляет на свершения, как искренняя похвала.

Воспитать ребенка уверенным в себе поможет ваше внимание к тому, что у него получается делать хорошо.

Старайтесь каждый день находить повод похвалить отпрыска.

Когда ребенок слышит только упреки, у него пропадает желание вообще что-то делать (все равно отругают!), и он замыкается.

Совет 3: позвольте ребенку быть самостоятельным

Чем больше вы делаете за своего любимого отпрыска, тем хуже для вас и для него.

Ребенок должен стать полноценным членом общества, тогда как ваша задача – заставить его поверить в себя:

  • доверьте малютке передать денежку кассиру в магазине;
  • предложите дочке выбрать рецепт пирога, чтобы испечь его вместе;
  • вместо того, чтобы запретить что-либо, перечислите возможные последствия спокойным голосом и предложите подростку самому принять решение.

Последний пункт самый сложный. Гораздо проще сказать: «Нет, потому что я так решила!», чем успокоиться и потратить время и терпение на принуждение чада к ответственности.

Может быть обратный вариант, когда ребенок прибегает к слабости, чтобы вынудить вас что-то делать. Здесь важно не поддаться: да, время потратится больше, но польза воспитания перевешивает потерянные минуты. Скажите капризничающему чаду: «Верь в себя – и все получится!». Пусть он увидит, что вы в нем не сомневаетесь.

Совет 4: научите сочувствовать

Родители очень желают, чтобы их ребенок мог отстаивать собственные интересы, побеждать в конкурентной борьбе. Хотя больше возможностей для выживания у тех, кто умеет помогать людям.

Ребенок не следует установке всегда и во всем превосходить других, а учится искренне контактировать с окружающими.

К тому же, он реально оценивает свои способности, меньше боится неудач, потому что знает, что они случаются у любого.

Совет 5: не откупайтесь

Когда ребенку плохо, его можно:

  • выслушать, понять;
  • проигнорировать, ссылаясь на занятость;
  • купить/подарить что-то, что отвлечет от проблемы.

Самый энергозатратный – первый путь. Второй – путь наименьшего сопротивления, разрушающий семейные связи.

Третий кажется приемлемым, но только в краткосрочной перспективе. Как только пропадет ощущение новизны, проблема проявится с новой силой.

Уверьтесь в неуверенности

Большинство детей не догадываются о том, что они испытывают неуверенность. Недостаточно развитый эмоциональный интеллект не позволяет им осознать свою тревогу. Со стороны это выглядит как внезапная агрессия, плаксивость, отказы от любимых игр, еды и тому подобное. Родители относят такие «закидоны» к проявлениям очередного кризиса и оставляют попытки докопаться до причин. Хотя всем своим видом ребенок говорит: «Мне плохо, мне нужна ваша помощь!» Оставьте дела, посвятите время малышу и в подходящий момент постарайтесь выяснить, что же беспокоит его на самом деле.

Если вы убедились, что в корне проблем лежит низкая самооценка, будьте готовы — вам предстоит непростая, но неоценимая для будущего ребенка работа. Итак, начинаем!

Как воспитать уверенную в себе личность

Дети — наше отражение, поэтому начните с себя

Учитесь нести ответственность за свои решения. Самостоятельный выбор десерта в кафе, платья в примерочной, цвета лака для ногтей Приняли решение — уважайте и придерживайтесь его, без «А может быть, надо было…» Сначала будет непросто, но быстро войдет в привычку. Но если что-то пошло не так — невкусно, не понравился цвет или фасон — реагируйте спокойно, просто примите это как опыт.

Любите себя и будьте честными сами с собой. Постарайтесь минимизировать жизненные «У меня выбора нет», «Надо, значит, надо» — это привитые нам с детства модели поведения, шаблоны которых никогда не поздно начать разрушать.

Прислушивайтесь к своим истинным желаниям — уверенность в себе при таком поведении формируется автоматически, вы больше не сомневаетесь в своих поступках, ведь это именно то, чего хотели вы сами.

Взгляните со стороны на свои отношения с ребенком

Как часто вы говорите о своей любви? В моменты, когда вам не приходится иметь дело с негативными последствиями его поступков? Малыш решил попить воды из взрослого стакана, не удержал, уронил на пол. Мама торопится убрать лужу, отчитывая ребенка за неаккуратность.

Какой вывод созревает в сознании ребенка? «Проявил инициативу — совершил поступок — что-то пошло не так… Мама недовольна, наверное, я плохой!» В следующий раз ребенок не уверен, а стоит ли ему ввязываться в авантюру новых свершений, ведь печальный опыт повторять ох как не хочется!

Позвольте ребенку, в рамках безопасности, конечно, принимать решения самостоятельно, видеть последствия своих поступков и делать выводы. Избегайте оценок, принимайте его неудачи без критики — разбитый стакан, сломанный мелок, падение с велосипеда. Любите ребенка не только когда вам удобно рядом с ним, а в любой ситуации, безусловно.

Устраните вредные привычки воспитания

Задача — осознать их, принять и устранить. В течение дня записывайте в специальный блокнот: критику, недоверие, сравнение, нетерпение, проявленные в отношении к малышу. По привычке брошенные фразы могут на корню убить стремление ребенка к инициативе: «Ну что за каракули, нарисовал бы лучше машинку!», «Смотри, как Миша гоняет на велосипеде, а ты все научиться не можешь», «Сама построю эту башню, а то ты грохотом соседей перебудишь» — Придадут ли ребенку уверенности такие слова? Конечно, нет. Чтобы выработать в себе новую модель реагирования, можно использовать классическую технику «резинка на руке». Поймали себя на критике малыша — оттянули резинку. В подсознании отложится информация: «Чтобы не было боли — следи за языком». Привычки формируются не меньше месяца, запаситесь терпением.

Проанализируйте игры и пособия ребенка

Все ли они соответствуют возрасту? Часто вместе с горой ненужных игрушек растет и неуверенность в своих силах: «Не умею собирать кубики», «Не могу рисовать красками» —

Оставьте лишь несколько игрушек — те, с которыми не возникает проблем, — и 1−2 из тех, с которыми ребенку справиться тяжело. Теперь наблюдайте, что именно дается малышу с трудом. Возможно, набор «Лего» неинтересен ребенку не потому, что он не из последней коллекции, а потому, что он не понял, КАК соединять кубики друг с другом. Наберитесь терпения, объясните и покажите малышу, как одна деталь вставляется в другую. Нам задача кажется до смешного простой, а маленький человек сталкивается с ней впервые в жизни. Впоследствии усложняйте процесс — стройте небольшие дома, потом башни Принцип «от простого к сложному» — успех в простых задачах даст возможность поверить в свои силы и уверенно приступить к более трудным.

Практические шаги

Дерево достижений

Нарисуйте дерево. Пусть оно будет большим, с широкой кроной и длинными ветвями. Расположите его на стене в самой посещаемой части квартиры — отныне это предмет большой гордости! Расскажите, что дерево — плодоносящее, а плоды — это достижения малыша. Фрукты подготовьте заранее из картона, подписывайте по мере появления успехов и торжественно приклеивайте на дерево. Важно: отмечайте любые ситуации, в которых преуспел ребенок, будь то приготовленный салат или победа на олимпиаде.

Мяч умений

Сядьте друг напротив друга. Задача — закончить предложение, которое начинает родитель, одновременно перекатывая мяч малышу: «Я могу…», «Я научился…», «Я знаю, как…» На первый взгляд игра совсем простая, но задача у нее важная — помочь ребенку осознать сильные стороны своего характера, свои способности и умения.

Коробочка Эмоций: «Уверенность в себе»

В ней будут храниться вещи, связанные со значимыми событиями жизни ребенка, его успехами и свершениями. Важно, чтобы эти предметы одновременно выполняли функцию развития эмоционального интеллекта ребенка — тренировали органы чувств малыша. Звук колокольчика поможет вспомнить о первых школьных успехах, запах и вкус шоколадного печенья — о первом испеченном блюде, разглядывание фотоальбома напомнит о первом путешествии, а перебирание пальчиками поделок и аппликаций — о творческих успехах!

Дневник чувств и эмоций

Уверенный в себе человек принимает себя со всеми своими проявлениями и эмоциями — как позитивными, так и негативными. Помочь узнать себя настоящего, узнать свои истинные желания сможет Дневник эмоций, который вы презентуете ребенку в юношестве. Записывайте туда все события жизни малыша, его чувства, достижения — все то, что каждый день формирует его уникальную личность.

Учите ребенка жить в ладу со своими эмоциями. Осознание своих чувств, умение делиться ими с близкими, доверять их попыткам помочь — это уже 50% успеха на пути к уверенности в себе.

Подход к формированию уверенного в себе дошкольника

Психику дошкольника важно укреплять. Развивать эмоционально-волевую сферу, нейтрализовать отрицательные переживания от неудач, разбираться с причинами страхов и избавляться от них. Взрослым важно разобраться в себе, не перекладывают ли они свои страхи на ребенка.

«Туда не ходи», «Одному нельзя», «Ты еще маленький», — обоснованы ли такие ограничения в каждом случае, когда они звучат? Мамы и бабушки часто употребляют подобные фразы и… как будто заражают детей страхом. А потом удивляются, что ребенок не может даже 5 минут подождать их у двери врачебного кабинета. Дети должны знать, что естественно испытывать страх, но это чувство не должно стать преградой в их социализации.

Принципы подхода к воспитанию

Близкие взрослые поддерживают малыша одобрением, похвалой. Но при этом важно исходить из уважения к его личности и веры в его умения справиться, а не просто захваливать или «лепить» образ идеального ребенка.

Несколько важнейших принципов воспитания детей:

  • Верьте в своего ребенка

Иметь веру по отношению к детям не означает надежду, что они всегда будут поступать лучшим образом и со всем справятся без вашей помощи. Это означает принимать ребенка таким, какой он есть. Не мелькают ли у вас в глубине сознания мысли о неполноценности ребенка, если ваш малыш в 4 года еще плохо разговаривает? Не испытываете ли вы чувство стыда, если 5-летняя дочь делает что-то не то в присутствии ваших знакомых?

Если вы верите в своего малыша, то такие мысли и чувства вас посещать не будут. Вы будете уверены, что с вашей помощью за годы дошкольного детства ребенок научится всему, что для него необходимо.

  • Не сравнивайте с другими

Некоторым родителям непременно хочется, чтобы их ребенок был умнее, привлекательнее, способнее, талантливее других детей. В случае, когда они видят большее продвижение других детишек, они пытаются подстегнуть развитие своего малыша. «Миша как красиво рисует. Давай и ты нарисуешь…», «Аня уже научилась шнурки завязывать, учись и ты», — так намерены мотивировать родители. Им невдомек, что подобные фразы только тормозят детей в освоении и без того непростого для них дела.

Сравнивайте только то, как продвинулся ваш ребенок. Что он сегодня умеет делать лучше, чем вчера. И обязательно отмечайте эти достижения.

  • Ободряйте и поддерживайте

Легко хвалить ребенка, который ведет себя хорошо. Приятно отметить, какой он молодец, если что-то нарисовал, построил, сконструировал. В этих случаях взрослые щедры на похвалу. Гораздо сложнее поддержать дошкольника, делающего промахи в поступках, не особо интересующегося творческой деятельностью или познавательной активностью. А ведь именно в этих случаях маленький человечек нуждается в поддержке.

Крайне важно находить хотя бы маленькие пошаговые достижения (принес тарелки, положил игрушку на место, откликнулся на зов с первого раза) и ободрять ребенка.

  • Не критикуйте

У многих пап и мам есть свой идеал, что и как должен уметь дошкольник в определенном возрасте. Тем более что по многим показателям существуют усредненные нормы. Такие родители признают достижения ребенка, если они достигают и превышают эту условную норму. В итоге вместо поддержки может прозвучать: «Такие каракули рисуют в 3 года, а ты уже должен картинку нарисовать». Или: «Да разве так складывают одежду? Это же ворох!». Подобная критическая оценка нисколько не поможет малышу, чтобы справиться лучше. А вот вреда принесет много. Это и занижение самооценки, и нежелание упражняться в подобном деле.

Существует более действенный и при этом полезный подход, побуждающий ребенка улучшить результаты. «Давай посмотрим, что у тебя получилось лучше всего. Солнышко как здорово нарисовано. Кофточку ты аккуратно сложила» — такая поддержка действеннее всякой критики.

  • Не захваливайте

Если вредно критиковать детей, вовсе не значит, что их нужно хвалить за все подряд. Во-первых, дети в этом случае не смогут выработать внутренние критерии, что соответствует определенному уровню качества. Во-вторых, они будут бояться сделать что-то хуже, чем им удалось раньше. Это может привести к отказу ребенка выполнить сложное для него задание. Может также подтолкнуть к обману, чтобы скрыть неудачи.

Похвала и поощрение очень важны в воспитании детей, но они должны применяться объективно. Всегда можно найти, за что похвалить. Такой подход подскажет дошкольнику, где нужно приложить усилия, чтобы его старания привели к заслуженной оценке.

Перечисленные базовые принципы способствуют формированию у ребенка адекватной самооценки и чувства защищенности. Ему верят, его поддерживают. Ему позволительно ошибаться и методом проб и ошибок продвигаться в своем развитии.

Как помочь ребенку стать общительным

Придерживаясь методов воспитания, укрепляющих самооценку, помогите ребенку стать смелее в общении.

Детское общество отличается тем, что там некому поощрять и оказывать поддержку. Зато конкуренция и соревновательность присутствуют в большой мере.

Общение детей отличается нерегламентированностью и нестандартностью. Дошкольнику важно говорить самому, а не слушать сверстника. Ребенок норовит управлять действиями партнеров по игре, пристрастно относится к соблюдению правил с их стороны и лоялен к себе, навязывает собственный образец поведения.

Контакты со сверстниками требуют освоения норм взаимоотношений между людьми. Парадоксально, что дети, общаясь, такие нормы выдерживают условно и часто нарушают. В подобных ситуациях проявляются нравственные качества. Ребенок, у которого развито чувство справедливости, уважения к другим, старается обратить внимание на нарушения и призывает их не допускать.

Вхождение в сообщество сверстников подчинено определенным правилам. Так, девочкам важно, чтобы возникла симпатия, расположение к новичку. После этой искорки между девочками завязывается общение. Еще девочкам важно познакомиться, узнать имена. Поэтому приобщаться к детскому сообществу помогает хотя бы минимальная информация о себе.

Мальчикам важно партнерство. «Будешь вратарем?», «Умеешь играть в…?» — если ответ положительный, новичок принимается в игру. Поэтому мальчикам так важно идти играть с соответствующим средством: машинкой, мячиком и пр.

Барьером может выступать первый шаг к общению. Особо чувствительные дети с меланхолическим темпераментом испытывают тревожность и чувство незащищенности, если им необходимо первым сделать шаг. Родители помогут ребенку, если потренируют это момент, посоветуют, как начать общение.

Полезно заблаговременное проигрывание подобных диалогов, используя сказочные сюжеты, ситуации с героями мультиков.

В то время как дошкольник проигрывает роль, он оказывается внутри ситуации и идентифицирует себя с успешным героем. Ребенок приобретает опыт общения, который частично переносится в реальную среду.

Также дошкольник постепенно преодолевает скованность, его эмоции становятся разнообразнее и естественнее, повышается уверенность в себе. С этим растворяется проблема, ранее мешающая поучаствовать в детском конкурсе, рассказать стихи.

Если родители воспринимают ребенка как развивающую личность, как умеющего справиться со многими соответствующими возрасту задачами, то дошкольник окажется на одной волне и будет ощущать собственную уверенность.

Психология неуверенности в себе

В большинстве случаев, неуверенный ребенок становится неуверенным взрослым. Все страхи и сомнения, которые он переживал, «вырастают» вместе с ним. В результате этого, он становится человеком, которому трудно наладить отношения с окружающими и достичь желаемых целей — отсутствие веры в себя не позволяет ему сделать это. Психология неуверенности базируется на зависимости от мнения других людей. Гипертрофированное чувство вины и стыда, сложность сделать выбор, надежда на помощь окружающих, привычка ругать себя и недооценивать свои способности — ее главные составляющие.

Изменить характер во взрослом возрасте гораздо сложнее, нежели сделать это в детстве. Поэтому хорошо, если ребенок, неуверенный в своих силах, будет наблюдаться у детского психолога, который поможет ему повысить самооценку.

Помочь ребенку стать уверенным в себе нужно своевременно

Вопрос, как помочь ребенку стать уверенным в себе, не беспокоит родителей, пока малыш общается только в кругу семьи или находится под бдительной опекой бабушек и нянь. Но рано или поздно всем детям необходимо вливаться в социальную среду. Одних ожидает детский сад. Обычный, с большим количеством детей в группах. Другие в активное общение погружаются с поступлением в школу. И тут оказывается, что не каждому ребенку легко адаптироваться в новых условиях.

Заключение

Замечательно верить в свои силы, не пасовать перед трудностями, стремится к новым успехам. Роль этих важнейших качеств в характере не стоит недооценивать.

При воспитании в ребенке следует проявить настойчивость, терпение, воспользоваться советами специалистов.

10 способов – как развить в ребенке уверенность

  • Найти увлечение, в котором ребенок будет успешен. Ведь хобби делает нас уникальными! Он отлично поет, быстро бегает, хорошо танцует или рисует – подберите дело по душе! Или, например, кто-то может похвастать коллекцией из ста пятидесяти машинок, или коллекцией, в которой двести помад красного оттенка? А может быть
  • Помогите ему любить себя, увидеть достоинства. Говорите о том, что у него подучается, хвалите за дело. Делайте акцент на сильных сторонах.
  • Обсуждайте промахи и не придавайте им фатального значения. Даже 2-ка на экзамене, или контрольной – не конец света! Поверьте, оценку исправить гораздо прозе, чем вернуть ребенку веру в собственные силы.
  • Поощряйте эксперименты — если есть что-то ребенок хочет изменить, даже в своей внешности, можно в этом помочь. Почему бы не сделать новую стрижку, не подобрать новый стиль в одежде? Помощь родителей в этом буде оценена! И отношения с ребенком станут лучше, и уверенность в себе вырастет. Кстати, существуют специалисты, которые помогут подростку подобрать новый стиль. Можно предложить девочке посетить курсы по созданию имиджа.
  • Напишите ребенку письмо, в котором друзья и родственники перечислит в все, что им в нём нравится и подарите этот конверт.
  • Заведите для школьника дневник успеха, в котором ребенок может отмечать свои удачи, и вместе заполняйте его. Научите его ставить цели, и достигать их.
  • Курсы по развитию уверенности – отличный вариант. Во-первых, здесь можно найти друзей, у которых такие же проблемы. Во-вторых, хороший психолог и работа в группе на тренинге помогают увидеть сильные стороны и стать увереннее.

Развитие уверенности в себе в ребенке — помощь в центре К.О.Т.

В центре К.О.Т. работают профессиональные детские и подростковые психологи, которые успешно решают вопросы по развитию уверенности у детей и подростков. Работа может проводится как в форме индивидуальных консультаций, так и на тренинге, в группе. Для этого разработаны специальные программы для детей разного возраста, с учётом особенностей и основных задач развития ребёнка.
Курс «Я уверен KIDS» для детей 6-8 лет
Курс «Я уверен» для школьников 9-11, 12-14,15-17 лет. Занятия поводятся в мини группах по возрастам.

С чего все начинается

Очень часто поверить в свои силы ребенку мешает чувство собственной уязвимости, вызванное беспокойством о безопасности. Причина кроется в родителях, точнее, в тех методах, которые они применяют для воспитания малыша.

Метод кнута

Чтобы была понятна суть часто допускаемой ошибки родителей, вот вам пример.

За одни только сутки ребенок выслушивает более, чем 2 000 (!) требований, высказанных в ультимативной форме:

  • Иди завтракать!
  • Почисти зубы!
  • Заправь кровать!
  • Одевайся! Не копайся! Быстрее!
  • Собери игрушки!
  • Ложись спать!

Вот только некоторые из них, самые узнаваемые. А ведь их можно высказать и по-другому, если у родителя иссякло терпение:

  • Говори все начистоту, а не то хуже будет!
  • Убери игрушки с пола, иначе они окажутся в мусорном ведре!

Ребенок оказывается под сильным давлением в течение всего дня, каждый день.

Теперь включите фантазию и вообразите, что так на работе раздает вам указания начальник: у него такой стиль общения. Ваши действия? Скорее всего, займетесь поиском нового места работы. Но ваш малыш никуда не может уйти. Семья – это его мир.

Чтобы развить в ребенке уверенность в себе, сделайте этот мир доброжелательным. Замените требования вопросами, к примеру, так: «А ты уже почистил зубы, или еще не успел?».

Формулируя фразу таким образом, вы сохраняете личное достоинство ребенка и даете ему возможность самому предпринять шаги, чтобы исправить оплошность.

Метод пряника

«Дети еще слишком малы, чтобы принимать решения о чем-либо», – так думает большинство родителей. Куда проще решить за несмышленыша, что для него лучше, самим, чем наблюдать, как он набивает себе шишки из-за неверного выбора.

Еще пример: утром чадо собирается в школу или садик, опаздывает. Вы тоже спешите, поэтому считаете благом натянуть на полусонного малыша одежду или заправить за школьником постель: ведь так можно сэкономить время.

Вырастить уверенного в себе ребенка, постоянно принимая за него решения, не выйдет.

Чтобы поверить в свои силы, он должен их применять на практике. Позвольте ему сделать выбор, пусть ошибочный, и полностью прочувствовать последствия. Ведь самый ценный опыт – тот, который пережил, а не услышал.

Спотыкаясь и набивая шишки, ребенок научится делать выводы, а это ценный навык. Вам же нужно не ругать его (ничего не можешь сделать; ты совсем бестолковый и др.), а оказывать поддержку:

  • ничего страшного, можно попробовать еще раз позже;
  • у тебя все получится, я верю в тебя.

Если делать за ребенка ту работу, которую он может выполнить сам, вы вырастите инфантильную личность, получив в итоге великовозрастного увальня.

Ведь очень часто взрослая лень – это всего лишь маскировка неуверенного в себе человека, который просто-напросто боится что-либо сделать самостоятельно, потому что не умеет.

  • Малыш не станет убирать игрушки, если за него это делает мама.
  • Девочка не научится готовить (шить, гладить), если ей не дать возможность научиться этому.

Здесь для родителя важно не уничтожить настрой на самообучение неловким комментарием или деструктивной критикой. Ребенок только учится. Поговорка про первый блин, который выходит комом, как раз об этом. Ребенку важна поддержка, а не замена: скажите добрые слова, но не беритесь выполнять за него неудавшееся дело.

8 методов воспитания, из-за которых ребенок вырастает закомплексованным неудачником

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Самооценка, сформированная в детстве, влияет на дальнейшую жизнь. Даже очень талантливый человек может не достичь успеха, если он не уверен в себе, в то время как личность с посредственными способностями, убежденная в своей ценности, в силах добиться многого. И хотя родители не могут «дать» ребенку чувство собственного достоинства, они могут помочь ему самостоятельно обрести «крылья».

AdMe.ru решил разобраться, какие действия родителей губят на корню детское самоуважение. Понаблюдайте со стороны за собой и второй половинкой, а лучше запишите на диктофон: может, и вы, сами того не замечая, делаете что-то из перечисленного ниже.

1. Навешиваете ярлыки

Здоровая самооценка у ребенка — это больше, чем успех в компании сверстников или у противоположного пола. Это основа счастья ребенка. Психолог Натаниэль Бранден в своей книге «Шесть столпов самооценки» пишет, что самооценка — как хорошая, так и плохая — генерирует самосбывающиеся пророчества.

Человек с низкой самооценкой чаще вступает в любовные связи с неподходящими ему партнерами и даже счастливые отношения разрушает своей неуверенностью и сомнениями. Положительная самооценка, наоборот, помогает ему относиться с уважением и к себе, и к избраннику и делает его более стойким перед трудностями.

Если же вы (случайно или нет) навешиваете на ребенка ярлыки «Ты все ломаешь», «Бабушку в гроб вгонишь своим поведением», ребенок будет расти с чувством вины и несостоятельности. Даже такими невинными фразами, как «Катя слишком медлительная», вы можете повлиять на самовосприятие ребенка, лишая его возможности стать лучше.

2. Сравниваете: «Вот я в твоем возрасте. »

Некоторые вещи, которые мы делали в детстве, могут быть неинтересными для современных детей. Поэтому сравнение может вызвать только обиду или раздражение.

Если вы хотите привести поучительный пример, то расскажите историю. Поверьте, ребенок с удовольствием послушает, как вы в 8 лет прошли за день 10 км во время похода или сумели отогнать от себя огромную собаку. Сравнивать ребенка можно только с самим собой. Тогда у него появится стимул развиваться и становиться лучше.

3. Запрещаете выражать негативные эмоции

Эмоции нужно выражать, даже если они негативные. Если ребенок будет стыдиться своих чувств, это вызовет самоотчуждение и неуверенность в себе. Вместо того чтобы ругать ребенка за его чувства, предложите поделиться ими, найти им объяснение. Сделайте вместе пару глубоких вдохов. Так вы научите сына или дочку справляться с чувствами, а не стыдиться их.

4. Льстите своему ребенку и превозносите его способности

Внушая сыну или дочери, что они более талантливы, чем есть на самом деле, вы не сделаете их увереннее в себе. Самооценка должна формироваться в прямой связи с реальностью. Лучше рассказать о его талантах четко, но мягко. Например: «Ты еще недостаточно хорошо играешь на пианино, чтобы поступить в консерваторию, тебе нужно подготовиться, и тогда все получится». Ведь в итоге ребенку все равно придется столкнуться с жестокой реальностью.

Любые комплименты должны быть искренними и по возможности конкретными. Фраза «Ты удачно подобрал краски для этой картины» научит его понимать свои сильные стороны и заставит прилагать больше усилий. Чрезмерная же похвала может вызвать в нем недоверие к вашим словам или развить потребность в получении одобрения у других.

5. Не даете проявлять инициативу

Не пытайтесь уберечь ребенка от всех ошибок. Давая ему возможность проявлять самостоятельность и инициативу, допустимые для его возраста, вы делаете его более уверенным в себе. Пусть он сам выберет себе одежду, в которой будет гулять, завяжет себе шнурки или спустится с высокой горки. Приучайте его выполнять работу по дому и самому выбирать себе внешкольные занятия.

Полезно и ввести некоторые правила вроде «играть на компьютере после выполнения домашнего задания», «умываться по утрам». Это повышает у детей уверенность в себе. Они смогут решать некоторые задачи без вашей помощи, а значит, научатся быть самостоятельными.

Если какие-то действия могут быть действительно опасными для малыша, введите на них строгие запреты и неукоснительно их соблюдайте. Дети, которые совсем не знают ограничений, более беспокойны, чем их сверстники.

6. Любите, но не уважаете

Одной любви недостаточно для формирования здоровой самооценки. Вы должны относиться к ребенку как к равному, внимательно выслушивать и не перебивать. Тогда он будет ожидать и требовать того же и от других людей. Ничто так не расстраивает детей, как то, что взрослые не воспринимают их всерьез, не разделяют их чувства или отвлекаются на посторонние дела, когда разговаривают с ними. В этом случае ребенок чувствует себя невидимкой.

Старайтесь не просто принимать его эмоции (позитивные и негативные), но и называть их. Если сын плачет из-за потерянной игрушки, не отмахивайтесь фразой «Ничего страшного», а скажите: «Я понимаю, как ты расстроен, что твой любимый трансформер потерялся».

7. Бросаете самоуничижительные фразы и проявляете неуверенность в себе

Ребенок — зеркало родителей. Поэтому когда вы постоянно извиняетесь перед окружающими за малейшие неудобства и демонстрируете свою незначительность, ребенок перенимает вашу манеру поведения. Хотите, чтобы ваш сын или ваша дочь были увереннее и смелее по жизни — начните с себя. Относитесь к себе с уважением.

8. Бросаете пустые угрозы и ведете себя непоследовательно

«Вот придем домой, и папа тебе задаст!» Часто подобными фразами грешат даже не родители, а бабушки или дедушки. Они больше разрешают, а потом не знают, как угомонить расшалившееся ребенок. Но если часто грозить детям наказанием и при этом не наказывать, то они перестают воспринимать угрозы всерьез. А когда кара их все-таки настигает, не испытывают ничего, кроме обиды.

Если шалость не так уж велика, то зачем вообще пугать ребенка? Если же проступок серьезный, то не откладывайте наказание. Бросая пустые обещания, вы только укрепляете в детях недоверие к вашим словам или чувство страха, а также подрываете уверенность ребенка в себе.

Избегайте также привычки часто менять планы без видимой причины или ругать ребенка в пылу эмоций. Такая непоследовательность создает у него ощущение зыбкости и непостоянства окружающего мира. Уже во взрослом возрасте человек, воспитанный по таким принципам, будет считать, что лучше не высовываться из своей раковины, ведь инициатива, как подсказывает ему опыт, наказуема.

Есть ли у вас свои методы воспитания в ребенке уверенности в себе или развития в нем лидерских качеств? Как вы наказываете своего ребенка за провинности? Поделитесь своим жизненным опытом в комментариях.

Как воспитать уверенного в себе ребенка и укрепить его самооценку: 10 способов

Нормальная, адекватная уверенность в себе характеризует гармонично развитую личность, является основой для успешной карьеры, интересной, насыщенной жизни. Это качество не врождённое, оно воспитывается в детские годы и развивается на протяжении жизни.

Любящие родители, желающие помочь сыну или дочери стать полноценной личностью, занять достойное место в обществе, должны иметь представление, как помочь ребёнку стать уверенным в себе, всячески способствовать этому.

Как помочь неуверенному в себе ребенку

Заниженная самооценка у ребенка делает его очень уязвимым и часто приводит к тому, что он попадает в затруднительные или неприятные ситуации. Родители же, в свою очередь, не всегда осознают, что именно их стиль поведения и манера общения с сыном или дочерью являются одними из первых причин появления у их ребенка робости, застенчивости и неумения отстаивать свое мнение.

Перед родителями часто стоит непростой вопрос: “Как добиться послушания?” И не каждый готов следовать советам о разумных границах и предоставлении ребенку свободы действий. Мы так боимся вырастить непослушных детей, что растим неуверенных в себе и зажатых личностей. Такой ребенок не сможет раскрыть весь свой природный потенциал и не будет стремиться к успеху, так как у него не будет веры в свои силы и возможности.

Что делать, если вы заметили, что вашего ребенка обижают, потому что он боится высказать свою точку зрения, зависим от чужого мнения и не умеет отказывать? Начать с себя и своего отношения к ребенку, считает Ольга Уткина.

7 советов, как повысить самооценку у неуверенных в себе детей

С тех пор как я осознала свои ошибки и стала налаживать отношения со старшей дочерью, меня мучил один вопрос: а что если все, что я сейчас делаю, – уже бесполезно? Что, если все мои окрики, критика и невнимание первых лет ее жизни уже сделали свое черное дело, и она так и останется неуверенным ребенком?

Ни одна книга по детской психологии меня в этом вопросе не поддерживала: везде говорилось, что первые годы являются самыми важными для вырабатывания и укрепления уверенности в себе и доверительных отношений с родителями и миром.

Выходит, если я опомнилась слишком поздно, то ничего уже исправить нельзя, какой бы вовлеченной, сочувствующей и мягкой я ни стала?

Именно в момент этих яростных моих самокопаний у Киры в школе начались проблемы: она все чаще приходила домой грустная. Выяснилось, что она крепко подружилась с одноклассницей, которая вдруг стала ее гнобить. Это не было школьной травлей, скорее, классические унизительные близкие отношения. Вот девочки играют в настольную игру, Кира проигрывает. Бывает. Но вдруг подружка говорит: «Кира, ты так плохо играешь, а я болею только за тех, кто выигрывает». Встает и отодвигается от нее. На следующий день они играют в куклы, у Киры хорошее настроение, она начинает петь. Подружка тут же изрекает: «Замолчи! Я не могу это слушать, ты ужасно поешь!» Эта подруга вполне симпатичная и умная, вежливая девочка из хорошей семьи, могла в один день играть с Кирой на каждой перемене, а на другой день демонстративно ее игнорировать.

Почти каждый день моя дочь жаловалась и страдала, а также постоянно рассказывала, какой неуклюжей и тупой она чувствует себя рядом с этой подружкой и как ей хочется добиться от нее похвалы.

Меня же разрывало на части: я чувствовала себя страшно виноватой, ведь в подобные отношения может попасть лишь человек с крайне низкой самооценкой.

А от чего зависит детская самооценка? Понятное дело: в первую очередь от отношений дома. Орала на ребенка, критиковала, не принимала в расчет ее мнение и чувства – вот, получи.

Я решила попробовать повысить самооценку дочери экспресс-методом. И стала ее постоянно и много хвалить. Словно пытаясь восполнить все упущенное на критику время, я стала просто-таки петь соловьем: умница, красавица, как прекрасно ты делаешь и то и се, да ты гораздо лучше всех этих злобных подружек! Однако никакого эффекта это не дало. Кира продолжала ощущать себя глупой и никчемной и все так же страдала от критики и пыталась выслужиться, добиваясь похвалы. Я давно перестала повышать голос, стала проводить с ней почти все свободное время, справилась с ее ревностью к младшей сестре (и они стали одной прекрасной командой), обстановка дома была спокойная — без ссор, криков и скандалов. Но Кира продолжала быть неуверенным ребенком, зависимым от чужого мнения.

На нужный лад меня настроила книга о школе Саммерхилл — это британская частная школа, исповедующая принципы демократического образования.

Ее основатель Александр Нилл довольно подробно описал свой преподавательский путь и рассказал, как именно он общался со своими учениками. В Саммерхилл, как правило, отправляли учиться «трудных» детей – тех, с кем не могли справиться родители и обычные школы. Причем воспитанники Саммерхилла были детьми из зажиточных и образованных семей – обучение там стоило больших денег.

Я читала и понимала: все можно исправить, нужно просто пересмотреть свое поведение и принципы общения с дочерью. Нилл описывал тяжелейшие случаи: к нему отправляли детей-поджигателей и драчунов, одни были склонны мучить котят, другие месяцами не хотели мыться, третьи были патологические вруны, четвертые – воры, из кого-то постоянными розгами напрочь выбили желание учиться. За всю историю существования школы Нилл помнит лишь два или три случая, когда ему не удалось помочь. Все остальные дети у него непременно становились спокойными, счастливыми и уверенными (конечно, если их родители впоследствии также были готовы пересмотреть свои методы воспитания).

По сути, все, что делал Александр Нилл в Саммерхилле, описано у Юлии Гиппенрейтер, Людмилы Петрановской и еще в десятках классических книг по детской психологии: полное принятие, стопроцентное доверие, мягкая, но четкая постановка границ, контроль раздражения и обидной критики, заслуженная похвала, свобода выбора, позитивное мышление. Всего этого мне катастрофически не хватало, и я решила начать понемногу вырабатывать в себе эти линии поведения.

Я стала учить дочь замечать хорошее

Моя дочь не умела радоваться. Когда ей покупали мороженое, она тут же говорила: «А почему одно?» Если дарили игрушку: «А почему эту, а не другую?» Раньше я только ворчала: «Вечно тебе все не нравится!»

Потом я попробовала перед сном играть с ней в игру: каждая из нас по очереди называла пять плохих и пять хороших вещей, случившихся за день. Это было полезно вдвойне. В разделе «о плохом» она училась анализировать свои чувства и эмоции, а в момент «хорошего» она вдруг с удивлением понимала, что день был не так уж плох. Я же, говоря о «хорошем», рассказывала ей, как мне было приятно, что она мне помогла сделать уборку, сама и очень качественно почистила зубы, была мила с младшей сестрой. Это не было навязчивой льстивой похвалой, а очень органично вливалось в игру. Кира замечала свои положительные стороны.

Я дала дочери свободу выбора

Раньше мне была важно высказать свое мнение по любому поводу: например, я страшно переживала из-за того, во что Кира одета. Я критиковала ее выбор одежды, тыкала носом в то, что вещи «не сочетаются». Я была из тех, кто, надев на ребенка новую обувь, начинал нудить: «Не скреби туфлями об асфальт – обдерешь мысы», «Не лезь в лужу – намочишь новое», «Не ходи по траве – от нее останутся пятна». Боже! Это был мрак. Это сейчас я понимаю, что нарядной одеждой пыталась компенсировать недостаток внимания: мол, смотрите, я хорошая мать, я покупаю своему ребенку красивые вещи.

Сейчас Кира выбирает совершенно нелепые порой сочетания, и я молчу. Это ее выбор – так она чувствует себя комфортно и уверенно. Она валяется на траве, в земле и в песке, ковыряется в лужах и в грязи, лазает по деревьям. Понятное дело, свобода выбора касается не только одежды. Я стала советоваться с ней, пойдем ли мы в парк или на площадку; она может выбрать отдельное блюдо себе на ужин, если ей не нравится то, что я готовлю на всю семью; мы стали давать ей карманные деньги, чтобы она научилась сама решать, на что и сколько она их потратит. Свобода выбора не означает вседозволенности. Все главные решения по-прежнему принимают родители, но почему бы не дать ребенку право голоса в мелочах, касающихся его детского быта?

Я перестала использовать глагол «виновата»

Понятие «вина» я заменила на слово «ответственность». И если «вина» предполагает наказание и угрызения совести, то ответственность предполагает умение разрешить возникшую проблему, попросить помощи или принять неудачу, сделав выводы.

Порой непросто не орать обидные слова, если ребенок разлил на пол стакан липкого сладкого сока, а просто предложить тряпку и помощь. А если ребенок полез на забор и упал, то ни к чему добивать его фразами типа «За что боролись, на то и напоролись» или “Я же тебе говорила – сама виновата теперь”. Человеку уже плохо, он уже осознал последствия своего поведения. Теперь ему нужна лишь поддержка.

Я не требую от дочери больше, чем она может сделать

Однажды, когда младшая дочь только научилась сидеть, я оставила ее на стуле рядом с Кирой и решила на минуту выйти из комнаты. «Последи за сестрой», – сказала я Кире, которая в этот момент увлеченно смотрела мультфильм. Через секунду младшая со стула упала-таки. Я прибежала на крик и начала отчитывать Киру: «Как ты могла, почему ты не уследила за сестрой, я же просила!» Теперь я понимаю, что я просто переложила на нее свою ответственность.

Шестилетний ребенок, безусловно, может последить за малышом, но это не входит в набор его непременных умений и обязанностей. Если она это делает, то это бонус, подарок, но никак не данность. То есть я требовала от нее того, к чему она еще не была готова, вызывая таким образом в ней чувство вины и неполноценности. Сейчас я четко соизмеряю ее возможности со своими желаниями и стараюсь не требовать большего.

Я научилась отпускать ситуацию и смиряться с последствиями

Кира очень любит готовить. В школе у них оборудована большая кухня, детям с первого класса разрешают резать салаты настоящими ножами, они все вместе готовят пиццу, крутят роллы и варят супы. Дома же готовка всегда превращалась в неприятность: Кира хотела насыпать муку, взбивать яйца, отмерять сахар, а я же думала только о горе посуды и часе уборки. И начинала нудить и критиковать: “Ну как ты сыплешь, все же мимо, дай я, отойди”. Веселья не получалось. Теперь я думаю так: твоему ребенку искренне нравится печь эти пироги, да, после этого куча уборки, но ведь это происходит не каждый день! Можно сидеть на чистой кухне и пялиться в гаджеты или можно как следует повеселиться, измазавшись в муке.

Час бардака, во время которого ребенок может заняться тем, что у него действительно хорошо получается. Неужели это не стоит небольших усилий? Я вдруг поняла, что проблема не в том, что моя дочь ничем, как мне казалось, кроме айпада не интересуется. А в том, что то, чем она интересуется, слишком неудобно для меня. Поэтому все, что ей остается, это смотреть айпад. Готовка? Ой, нет, слишком много уборки. Химические опыты? Ой, у нас нет уксуса и соды, а в магазин идти лень. Ну что же – будем смотреть айпад. Маме удобно, инициатива и азарт ребенка на нуле.

Я научила дочь говорить «нет» и отстаивать свои границы

Как-то мы гуляли в парке большой детской компанией, и Кирин друг позвал ее после прогулки в гости. Мы уже собирались уходить, друг ждал у машины, но тут у Киры разболелся живот. Ее буквально скрутило, но она сказала со слезами: «Я не могу не поехать, он же обидится, я же пообещала!» Вот он, этот распространенный механизм в действии: «Если я откажусь – неважно, что в данный момент мне плохо, – я стану для своего друга/мужа/мамы плохой и меня больше не будут любить. Поэтому я поползу, но сделаю то, чего от меня ждут».

С того момента я мягко и ненавязчиво стала объяснять Кире, что, да, обещания, договоренности и помощь близким – это очень важно. Но если ты хочешь сегодня вечером посидеть одна дома, а друзья настойчиво зовут тебя гулять, ты выходить не обязана. И если у тебя есть свои планы, ты не должна их менять (если, конечно, это не вопрос жизни и смерти). Сначала подумай – хочу ли я, удобно ли мне? И лишь затем принимай решение.

Каждый раз, как только возникала ситуация выбора, я говорила: «Подумай сама и оцени, хочется ли и есть ли у тебя силы делать то, о чем тебя просят». Если не хочется – это нормально, ты можешь отказаться. Сама я научилась проделывать это лишь к 30 годам, потратив кучу времени на ненужные разговоры, неинтересные компании, негативные эмоции и обиды, совершая какие-то лишние действия лишь из боязни «не угодить». И это, конечно, печальный опыт, которого стоило бы избежать.

Я начала вырабатывать уверенность в самой себе

Как только я начала анализировать поведение дочери, стало ясно, что она моя копия. Ведь это я не умею радоваться, это я чувствую себя хуже других, это я не умею говорить «нет», не берегу свои границы, критикую сама себя и постоянно добиваюсь чьей-то похвалы. Как я могу сделать свою дочь счастливым уверенным человеком, если сама такой не являюсь? Невозможно описать тут весь долгий путь моих размышлений и самоанализа.

Мне помог такой метод: я стала нарочно пересиливать себя в ситуациях, когда мне хотелось действовать не в своих интересах. Я начала тренировать мышцу «своего интереса», и с каждым днем такое поведение становится для меня все более естественным. Да, я все еще время от времени проваливаюсь в неуверенность, но я все чаще нравлюсь себе в зеркале, я перестала вслух и даже мысленно критиковать себя и терпеть подобную критику от других, я научилась отказывать без вины и оправданий. Можно сказать, что мы с Кирой вместе проходим этот путь – и уже изрядно продвинулись.

Месяц назад я заметила, что Кира больше не рассказывает мне ничего про ту подружку, которая ее так часто обижала. Я решила спросить сама, и она ответила так: «Знаешь, в дружбе с ней мне все время было плохо. И мне перестало это нравиться». Они все еще общаются, но уже не как угнетатель и жертва, а как обычные одноклассницы – эти отношения перестали быть для Киры важными, ей перестало хотеться добиваться расположения и похвалы. Она постепенно учится получать все это изнутри, я же буду пытаться ей в этом помочь.

5 советов родителям от подростков – как воспитать в ребенке уверенность

Замечали ли вы, что после ссоры с вами ребенок убегает в свою комнату в слезах? Пользуйтесь ли вы методом: разозлить, указывая на его недостатки, думая, что после этого он будет стремиться стать лучше? Если да, то вы должны понимать, что таким способом вы ничего не воспитывайте в ребенке, а просто травмируете психику и сами формируете у него комплексы!

  1. Любите его таким, какой он есть, и помогайте стать лучше. Замечать в ребенке все его недостатки и указывать на них, называть его толстым, глупым, некрасивым. Замечаете проблемы с кожей – сходите вместе с ним к косметологу и получите рецепт, как избавиться от прыщей. Посетите стоматолога и решите вопрос с зубами. Пусть стилист поможет выбрать правильную стрижку. Поверьте, ребенок будет вам очень благодарен за то, что вы помогаете ему стать лучше, а не указывайте на недостатки.
  2. Будете справедливы и правдивы. Не говорите говорить ребёнку, что он самый красивый или самый умный. Такой способ приводит к высокомерию, что не очень любят в компаниях, а когда такой подросток встречает конкурента – тоже красивого и умного – он не знает, как с этим справиться. И может пойти на все, чтобы доказать своё превосходство. А если не получится – то он ощутит себя самым «плохим» и несчастным.
  3. Не сравнивайте своего ребенка с другими! Во-первых, возникает неприязнь к тому человеку, с которым тебя постоянно сравнивают. Во-вторых, совершенно нет никакого желания походить на него или стать лучше. Хочется сделать всё наоборот.
  4. Делитесь своими проблемами. Так он поймёт, что жизнь – не вечный праздник. Он научится адекватно воспринимать удачи и поражения, опираясь на ваш опыт.
  5. Не ругайте за ошибки. Покажите, что ошибаться – нормально. Боязнь совершить ошибку приводит только к потере веры в себя и отсутствию желания действовать.

Неуверенность – откуда она появляется

Её признаки можно заметить в любом возрасте, у взрослых и детей. Это боязнь предпринимать какие-либо действия из-за сомнения в своих силах, возможностях, знаниях, способностях.

Чаще всего это приобретенное качество, которое появляется вследствие неудачного опыта, запоминающегося поражения, боли. Так же это может быть следствием воспитания ребенка.

Как научить ребенка быть уверенным в себе: примеры тренинговых упражнений

Практические упражнения воспитывают волевые качества, повышают стремление самосовершенствоваться, развивать способности.

Специфика тренинговых упражнений зависит от возраста:

  1. Тренинг для дошкольного возраста. Заключается в проговаривании навыков, которые малыш пока не освоил. Он должен понять, что он постепенно, но постоянно приобретает новые умения, знания. То, что вчера не получалось, сегодня даётся без труда. Тренинг повышает мотивацию, конкретизирует стремления.
  2. Начальная школа. Перечисление положительных качеств школьника, начинающихся с букв его имени. Листок с набором идеальных качеств размещают на видном месте, чтобы он постоянно видел, какими возможностями наделило его имя.
  3. Средний школьный возраст. Групповой тренинг. Дети становятся в круг и высказывают друг другу искренние комплименты. Признание окружающих вдохновляет, побуждает к самосовершенствованию.
  4. Подростки. Предлагается самостоятельно обрисовать свой идеальный образ сегодня, в будущем. Это позволит чётче понимать, к чему стремиться.

Поиск причины поступков

Методика позволяет лучше понять себя, помогает разобраться с мотивами совершённых поступков, учит контролировать эмоции. Осмысление полученных данных позволяет изменить собственное восприятие, стать уверенным.

Ребёнок может заниматься самостоятельно или в присутствии взрослого. Тренинг проводится по завершению дня. В письменной форме перечисляются все события, включая обычные каждодневные дела, типа завтрака. Напротив каждого пункта пишется причина.

Затем приступают к главному – оценке, осмыслению мотивации каждого поступка.

Часто действия объясняются следующим:

Если не получается чётко сформулировать причину поступка, пишут фразу «Я так сделал, и несу ответственность за результат». Частота подобных объяснений определяет степень уверенности ребенка.

Самовнушение

Цель методики сводится к выработке положительных эмоций, развитию стимулов, волевых действий благодаря многократному проговариванию (желательно вслух) специально подобранных фраз.

На занятия настраиваются, принимают удобную позу, расслабляются.

Постоянно повторяя определённые слова, мы вторгаемся в подсознание, даём установку на укрепление самоуверенности.

Фразы начинают со слов: «Я имею право…» и далее продолжают:

  • победить;
  • радоваться;
  • на независимость;
  • на индивидуальность;
  • быть понятым;
  • достигнуть желаемого;
  • принять неверное решение, отвечать за него.

В завершении проговаривают «Я уверен в себе».

Можно придумать слова самостоятельно, в зависимости от целей, проблем.

Спор с собой

Метод под названием «Спор с самим собой» помогает повысить уверенность, заключается в следующем:

  1. Письменно зафиксировать недостатки характера.
  2. В каждом пункте написать веские аргументы, переводящие недостаток в достоинство.

Например, ребенок воспринимает медлительность как недостаток. Однако эта черта указывает на спокойствие, продуманность в действиях, принятии решений.

Метод подходит при работе с детьми младшего школьного возраста. Ребенка, считающего себя скучным, следует убедить в обратном: «Ты просто рассудительный, это замечательное качество поможет избежать многих ошибок в жизни».

Визуализация успехов

Цель методики – укрепить веру в себя, зарядить положительными эмоциями. Нужно разместить на видном месте вещи, указывающие на достижения, напоминающие о приятных моментах: различные грамоты, кубки, фотографии с отдыха, в кругу семьи. В комнате малыша развешивают рисунки, поделки.

Визуализация успехов считается сильнейшим инструментом в достижении любой поставленной цели.

Как помочь ребенку стать увереннее в себе: советы психологов

Многие родители сталкиваются с тем, что их дети проявляют стеснение в некоторых ситуациях. Стеснение присуще всем детям. Но иногда оно чрезмерное и мешает ребенку. Как помочь ему стать увереннее в себе?

Чаще всего стеснение проявляется в дошкольном и школьном возрасте. Ребенок стесняется выступать, боится отвечать у доски, стесняется детей, не проявляет инициативу. Родители начинают переживать, ведь они знают, что уверенные в себе дети становятся успешными в будущем. Как поднять самооценку ребенку?

Уверенность или самоуверенность

Не нужно путать уверенность и самоуверенность. Уверенный ребенок – это не самодостаточный. Он не боится попросить помощи, признаться в том, что он чего-то не знает, попросить поддержки. Он адекватно оценивает свои возможности и таланты, понимает, что не умеет всё на свете.

Как помочь ребенку стать увереннее?

Узнать ситуации, где ребенку тяжелее всего. Возможно, он боится выступать на публике, стесняется чужих людей, избегает детей. Исходя из этого можно помогать ребенку преодолевать стеснение. Если ребенок боится отвечать у доски, запишите его на танцы или в театральный кружок. Если стесняется детей, тогда нужно выбрать командное занятие, где ребенок будет вынужден общаться со сверстниками.

Не унижайте ребенка. Любые колкие высмеивания ребенок воспринимает за чистую монету. Даже если вы говорите в шутку, он не понимает этого. Ребенок перестает верить в себя, уважать себя, а заодно и родителей.

Давайте ему право выбора. Выбирать ребенок может только в тех ситуациях, которые ему не навредят. К примеру, он может выбирать чем завтракать или, что надеть на улицу. Поначалу выбор должен быть очень ограниченным родителями, например, из двух позиций. По мере взросления малыша позиций становится больше.

Верьте в ребенка. Говорите ему слова любви, акцентируйте внимание на его положительных сторонах, поддерживайте его инициативу. Даже если вы ругаете или критикуете ребенка, заканчивайте разговор на положительной ноте.

Уважайте ребенка. Относитесь к нему, как к самому себе. Уважайте его выбор, его увлечения, мнение.

Развивайте сильные качества ребенка. Определите вместе с ним, чем бы он хотел заниматься. Помогите найти занятия по душе. Любимое дело поможет поднять самооценку ребенка.

Психотерапевтические сказки в помощь. Есть сказки, созданные психологами, где главный герой – ребенок, он попадает разные ситуации, требующие от него уверенности в себе. Сказки всегда заканчиваются тем, что ребенок решает проблему.

Обратитесь за помощью к специалисту. Если неуверенность слишком мешает, потребуется помощь психолога. Он подскажет вам как воспитать уверенного малыша, и поможет преодолеть ребенку стеснительность.

Признаки неуверенного в себе ребенка

С возрастом простая неуверенность усиливается, если не предпринимать мер для ее преодоления, и перерастает в полноценные комплексы. Для родителей важно вовремя заметить, что ребенок зажат, и постараться помочь ему.

По некоторым признакам можно разглядеть неуверенное поведение:

  • тихая речь;
  • избегание контакта глаз (отводит взгляд);
  • зацикленные действия: грызет ногти, облизывает губы, стучит по поверхности, скручивает край одежды, облизывает губы;
  • молчание или уход от ответа;
  • злость на других людей;
  • наличие фобий;
  • отказ от ответственности.

Внешне робкий ребенок выглядит сутулым. Он стремится занять в помещении самый удаленный от скопления людей уголок.

Рисунки и буквы написаны со слабым нажимом, мелкие.

С возрастом у личности вырабатывается защитный механизм поведения, маскирующий неуверенность в себе:

  • в неудачах обвиняются посторонние;
  • применяется сила по отношению к более слабым: мелким животным, любящим людям;
  • демонстративная легкомысленность;
  • замкнутость;
  • копирование поведения другого ребенка.

Характеристика неуверенных детей

Когда ребенок не уверен в своих силах, это отражается на его поведении и психофизиологических особенностях:

  • он разговаривает тихо и невнятно, часто делает паузы, может повторять одни и те же слова. Однако, неуверенные дети не всегда молчаливы и имеют низкий словарный запас. Об этом качестве характера свидетельствует, также, быстрая, сбивчивая речь, несвязная и чрезмерно громкая. Ребенок спешит говорить и часто даже путает слоги, потому что боится, что окружающие поймут его неправильно, станут смеяться или осуждать — эти мысли как раз говорят об отсутствии уверенности в себе;
  • невозможность выразить словами свое эмоциональное состояние — ребенок хочет сказать, что он чувствует, однако, не может вымолвить ни слова;
  • неуверенных детей видно, когда они играют в коллективные игры — в детском саду или школе: им трудно высказать мнение, когда до них доходит очередь говорить фразу или слово, они теряются, сомневаются, замолкают. Иногда, им трудно сказать, как их зовут или назвать уменьшительно-ласкательным форму имени;
  • неуверенный ребенок чаще всего выглядит медлительным и неактивным. В коллективе он сидит тихо и старается не привлекать внимание окружающих;
  • повышенная чувствительность, ведомость, пассивность — частые проявления их личности.

Неуверенность в себе может выражаться через мимику:

  • дети выглядят напуганными, растерянными, на лицах написаны смущение, желание угодить другим;
  • если понаблюдать за неуверенным ребенком в группе сверстников, то, станет понятно, что он с желанием присоединяется к сверстникам и выполняет все, что они говорят или остается в стороне, не включаясь в детские игры;
  • детям трудно отпустить родителей от себя. Как правило, они тяжело и трудно привыкают к детскому саду, школе, любому новому месту или коллективу;
  • неуверенным детям сложно защищать себя. Их главные психологические защиты — это слезы, страх, уход в себя, зависимость от других, сомнения в собственных силах;
  • им трудно спорить с окружающими;
  • они почти не умеют говорить «нет» поэтому готовы выполнять любые просьбы и приказания других людей — сверстников или взрослых.

Как развить в ребенке уверенность в себе и поднять самооценку: 10 советов

Умные родители обращают внимание на психологическое развитие ребёнка с одного года жизни.

Психологи выделили топ-10 наиболее эффективных советов, как помочь малышу победить страх и неуверенность в себе:

  1. Повысить собственный авторитет, проявлять силу воли. Малыш берёт пример со своих родителей, повторяет манеру поведения, аналогично воспринимает разные ситуации. У родителей с низкой самооценкой вырастают такие же дети, и наоборот.
  2. Адекватно оценивать успехи и таланты ребенка. Плохо недооценивать малыша. Однако завышенная планка, которую он преодолеть не в состоянии, может навсегда подорвать уверенность в себе. Не стоит перехваливать за обычные дела. Выделять следует только новые достижения.
  3. Давать правильные установки. Запрещены фразы: «У тебя не получится», «Горе ты моё луковое», «Хорошего от тебя не дождёшься». Наоборот, надо настраивать на позитив, успех, чаще говорить: «Не бойся, ты справишься», «Всё будет хорошо!».
  4. Разговаривать по душам. Необходимо наладить доверительные отношения с сыном или дочерью, спокойно обсуждать проблемы, находить выход. Понять, что тревожит, пугает маленького человека, помочь разобраться в самом себе. Он должен принять себя таким, какой есть, со всеми недостатками и достоинствами.
  5. Играть поучая. Подходящий вариант для любого возраста. Главное, создать в процессе игры сложную ситуацию, решить которую надо самостоятельно.
  6. Водить на различные секции, кружки. Полученные дополнительные навыки, успехи позволят маленькому человеку гордиться собой, повысят самооценку.
  7. Развивать коммуникативные навыки. Если имеются проблемы в общении со сверстниками, надо помочь решить их. В случае с маленькими детьми – организовать домашний детский праздник. В знакомой обстановке они чувствуют себя более уверенно, между ними устанавливается прочный контакт.
  8. Адекватно реагировать на промахи. Ошибиться может каждый. Нельзя выражать недовольство ребенком, критиковать можно только само действие.
  9. Воспитывать чувство ответственности. Периодически давать несложные поручения, требовать их своевременного выполнения. Должны быть ежедневные обязанности по дому, посильные для возраста.
  10. Развивать в ребенке целеустремлённость. Обязательно внушать мысль, что любое начатое дело надо настойчиво доводить до конца. Добившись желаемого, мальчик или девочка поверит, что справиться с более сложными задачами.

Внимание! Если самостоятельно не получается справиться с психологическими проблемами, обратитесь за решением к квалифицированным психологам.

Как помочь ребенку стать уверенным в себе

Умные родители целенаправленно развивают у дочери или сына чувство уверенности, при этом они должны:

  • похвалить ребёнка, если он благодаря труду и упорству добился цели;
  • ставить посильные задачи, учить терпению, умению приближаться к цели постепенно;
  • настраивать на благоприятный исход дел, ситуаций;
  • подбадривать, поддерживать, чаще говорить: «У тебя получится!»;
  • общаться, как с равным, прислушиваться к его мнению;
  • не обвинять в стеснительности, робости;
  • поощрять общение с ребятами младшего возраста;
  • избегать сравнения с другими.

Соблюдение перечисленных правил поможет зародить в детском сознании ростки самоуважения, укрепить это качество, ведь процесс становления личности непростой и небыстрый. В дальнейшем ребенок приятно удивит «стальным» характером.

Как помочь ребенку стать уверенным в себе?

Умные родители целенаправленно развивают у дочери или сына чувство уверенности, при этом они должны:

  • похвалить ребёнка, если он благодаря труду и упорству добился цели;
  • ставить посильные задачи, учить терпению, умению приближаться к цели постепенно;
  • настраивать на благоприятный исход дел, ситуаций;
  • подбадривать, поддерживать, чаще говорить: «У тебя получится!»;
  • общаться, как с равным, прислушиваться к его мнению;
  • не обвинять в стеснительности, робости;
  • поощрять общение с ребятами младшего возраста;
  • избегать сравнения с другими.

Соблюдение перечисленных правил поможет зародить в детском сознании ростки самоуважения, укрепить это качество, ведь процесс становления личности непростой и небыстрый. В дальнейшем ребенок приятно удивит «стальным» характером.

Интервью с неуверенным в себе подростком и комментарий психолога

Вот небольшая история – интервью, девочки 15 лет.

  • В чем заключается ощущение твоей неуверенности в себе?
  • У меня есть комплексы, например, иногда я чувствую себя хуже других. Переживаю, что не смогу добиться успеха в том, в чем другие имеют победу.
  • Как ты думаешь, родители виноваты в том, что ты не веришь в себя?
  • Наверное, да. Мои родители перфекционисты. Когда они указывают мне на мои недостатки, я начинаю злиться. Наверное, они думают, что так помогают мне. Но, на самом деле, делают все только хуже. У меня опускаются руки, я не хочу ничего предпринимать. Я заметила, что на меня хорошо действует похвала. Когда родители гордятся моими успехами, рассказывают о них друзьям. Тогда я готова лезть из шкуры, чтобы быть еще лучше. И хочу доказать всем, на что я способна, если в меня верят.
  • Когда ты почувствовала что не веришь в себя?
  • Я не знаю, когда. Наверное, в школе из-за трудностей в учебе. И ещё из-за переходного возраста, то есть, в подростковый период. Когда замечаешь, как меняется внешность, и тебя это не устраивает. Также из-за экзаменов, потому что думаешь, что ты не справишься. Начинается экзамен, а в голове: «Ну все, у меня ничего не получится! Побыстрей бы все это закончилось».
  • Что тебя успокаивает, помогает?
  • Я люблю смотреть в небо и наблюдать за самолетами. Ещё фотографировать цветы и создавать красивые картинки. Иногда помогает общение с друзьями и родственниками, которые понимают тебя.
  • Присутствует ли у тебя зависть к сверстникам? Как ты относишься к тем, кто лучше тебя?
  • Я пытаюсь в первую очередь смотреть на тех, кто лучше меня, с точки зрения того, чтобы понять, чего мне не хватает. Я стараюсь совершенствовать себя. Зависть, в каком-то смысле, есть, но я никогда не причиню зла. Если у других есть то, чего нет у меня, я компенсирую это в себе и так стремлюсь достичь своего идеала.
  • Страдаешь ли ты от депрессии?
  • Нет. Я контролирую себя. Стараюсь самосовершенствоваться!
  • Спасибо за интервью!

Видно, что у девочки слишком сильно поднята планка. Она чувствует, что любые её усилия, то, что она старается, не будет оценено. Ей «нельзя» ошибаться, делать плохо. Как итог – делать ничего не хочется. Ей стоит учиться совершать ошибки, не бояться этого. Снизить планку, радоваться результатам, которые у неё получаются. Этого эффекта добиться не так просто, как кажется. Потому что в процессе должны участвовать и родители. Без их поддержки подростку сложно меняться.

В какой форме проявляется детская неуверенность

Наблюдая, как дети дошкольного возраста играют на детской площадке, родители невольно отмечают, насколько по-разному все себя ведут. Бросаются в глаза те, кто чувствует себя, как рыба в воде. Также обращают на себя внимание детишки, стоящие в сторонке.

Первые успевают общаться со всеми, меняться игрушками, предлагать свою игру и тут же выполнять в ней главную роль. Другим почему-то и роли не достаются, и партнеры по игре не находятся. Взрослые видят повторяющуюся ситуацию и тревожатся, если в сторонке оказывается их ребенок. А тревожиться есть основания. Это не тот случай, чтобы отмахнуться: «Само пройдет!».

Детям нужно помогать с малых лет приобретать уверенность в своих действиях, в поступках, в общении. Начиная с пяти лет, дошкольник осознает свою успешность или неудачливость и соответствующе переживает.

Далеко не всем даны от природы коммуникативные способности. Оказываясь среди посторонних людей, сталкиваясь с новым заданием, такие дети теряются, чувствуют себя неуверенно, испытывают отрицательные эмоции. Родители обязаны чутко отреагировать и уделить особое внимание социализации ребенка, ели наблюдают следующее:

  • На детской площадке малыш, в основном, играет один.
  • Ребенок отказывается подходить к группе сверстников, играющих во дворе.
  • Дошкольник боится остаться подождать близкого человека (в коридоре поликлиники, в фойе театра и пр.).
  • Ребенок не решается на обычное публичное выступление (рассказать стишок у елки, дать ответ в конкурсе).
  • Старший дошкольник не соглашается выйти из дома без сопровождения близких.

Это краткий перечень возможных вариантов проявления неуверенности в себе в дошкольном возрасте. В действительности данный список гораздо длиннее, и для каждого дошкольника он может быть нестандартным.

Решать обнаруженную проблему необходимо не сиюминутно, а глобально. Имеется в виду, приложить усилия по формированию у ребенка базового доверия к окружающему миру и осознания ценности своей личности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Блог Лучшей Мамы