Проблемы с руками у детей и взрослых с точки зрения психосоматики

Женские руки

Древние индейцы, когда еще не была развита медицина, при возникновении зубной боли ранили себя в руку или в ногу кинжалом. Почему это происходило?

Дело в том, что при добавлении дополнительного источника боли, мозг был вынужден обрабатывать сразу два сигнала о «неполадках» в теле человека, смещая фокус его внимания с острой зубной боли, которая казалась уже не такой сильной. Получается, что еще древние понимали, что отвлечься от сильной боли (физической или психической) можно, запустив другой болезненный процесс.

Наше тело, пусть и неосознанно, поступает точно так же – когда у человека возникает какая-то сильная психическая проблема, которую он не в состоянии решить, тело само генерирует некую болезнь, на которую отвлекается. Помимо психологического эффекта, перенаправление фокуса внимания на возникшее заболевание защищает клетки мозга от гибели. Ведь в норме, сильная боль любого характера часто служит причиной отмирания клеток головного мозга, задействованных в этом процессе.

Таким образом, функция любого психосоматического заболевания – это защита.

Значение конкретных психосоматических заболеваний

Часто в профессиональной литературе можно найти информацию о том, что определенные заболевания и зоны тела напрямую соотносятся с конкретными психологическими проблемами. Например, больная спина ассоциируется с местом, куда мы помещаем наши проблемы, чтобы их не видеть, подобно страусу, прячущему голову в песок; а проблемы с желудком говорят о конфликте в сфере чувств.

Но на самом деле, каждый случай проявления психосоматики настолько индивидуален, что рассматривать его в контексте подобных правил не всегда уместно. Можно просто неверно определить причину и следствие.

Болеть, или быть здоровым – решать вам!

О том, как диагностируется психосоматика и методах лечения таких заболеваний, рассказано на этой странице.

Психосоматика у взрослых

У зрелого человека психосоматика проявляется так же, как и у детей, но только мы не всегда понимаем, от чего нас пытается защитить наш организм. В корне проявлений может лежать как конкретная проблема, так и общий психоэмоциональный спад, нехватка эндорфинов, «острый недостаток сказочных событий» в жизни.

Топ самых частых заболеваний

Гипертония, бронхиальная астма, язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки и желудка, неспецифический язвенный колит, нейродермит, ревматоидный артрит;

гипертиреоидный синдром, любые боли, психологическое бесплодие, панические атаки, аллергии, бессонница, ожирение, анорексия, алкоголизм, гастрит, панкреатит, гемморой, головные боли, заболевания носоглотки, простуда.

Психосоматическое значение верхних конечностей

Психосоматическая медицина занимается изучением не только анатомии и физиологии, но и взаимодействием их с психикой и психологическим состоянием человека. В психосоматике руки воплощают собой действие. Все, что мы делаем, так или иначе, связано с приведением рук в активное состояние.

Руками мы выражаем эмоции: обнимаем, отталкиваем, проявляем нежность или агрессию, руками мы передаем друг другу информацию, общаемся, показываем жесты, понятные другим. Таким образом, руки символизируют не только физическое, но и эмоциональное делание, активные коммуникации. Если возникла проблема с руками на уровне появившейся болезни, то боли с большой долей вероятности происходят по причине развития внутреннего конфликта. Спросите себя, что вы сделали не так, что вы не сделали, что вы собираетесь сделать, что может навредить вам или окружающим.

  • Правая рука, согласно исследованию психолога Лиз Бурбо, символизирует способность отдавать. Если заболела или оказалась травмированной правая конечность, то у человека нарушены процессы отдачи своих переживаний, опыта, чувств. Ему сложно проявить любовь и обнять, сложно ударить кого-то, эти люди во многом зависят от навязанных общественных норм, которые считают выражение любви и гнева неприличными.
  • Левая рука отвечает за способность получать. Если проблемы возникли с левой рукой — человек не может нормально получать чужой опыт, помощь, не принимает любовь, отгораживается от нежности и избегает конфликтных ситуаций.

Холодные руки — не проблема, а индивидуальная особенность. Но при рукопожатии обязательно обратите на это внимание. Люди, у которых даже в тепле холодные руки, не испытывают обычно радости от своей работы, от того, что делают, от отношений с близкими.

  • Если кожа рук чрезмерно сухая (вплоть до того, что на ней появляются трещины), то это может быть признаком эмоциональной скупости, а также тяжелого травмирующего опыта, который до сих пор дает о себе знать. Обычно такой опыт связан с тем, что человек сделал что-то ошибочно, неправильно, он чувствует раскаяние и страдает от чувства вины.
  • Если рука без видимых причин немеет, следует задумываться о том, точно ли вы знаете, что делаете и зачем. Действия таких людей часто противоречивы и непоследовательны.

Часто беспричинное онемение говорит о том, что человек не может определиться с целями, предпочтениями, он не знает, что делать дальше, растерян, будущее вызывает у него сомнения.

  • Если руки трясутся (тремор), то у человека нарушены нервные импульсы – это может говорить о том, что он находится в стрессовой ситуации, что-то из того, что ему предстоит скоро сделать, вызывает сомнения в целесообразности, этичности, вызывает страх.
  • Отнимаются руки и отказываются подчиняться сигналам головного мозга по причине тяжелого внутреннего разлада — сознанием человек понимание, что надо сделать что-то, но не может из-за страха, разочарования, агрессии, предрассудков или деструктивных убеждений. Иногда нарушение проводимости нервных импульсов от коры головного мозга к рукам связано с тем, что человек оставил любимое дело, перестал по каким-то причинам им заниматься.

При нежелании чувствовать и принимать реальность такой, какая она есть, у человека все валится из рук, руки слабеют. При нежелании делать что-то, к чему принуждают обстоятельства или окружающие, на руках появляется сыпь, и они чешутся.

Психосоматика рук очень сложна и многогранна, поскольку в ней многое зависит от типа личности, темперамента, характера и конкретного места локализации болезненной проблемы.

Работа педагога-психолога с психосоматическими проявлениями у детей и взрослых

Ольга Маскина
Работа педагога-психолога с психосоматическими проявлениями у детей и взрослых

Мы живем с вами в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах мы ведем и чувствуем себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению здоровья. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ранее ресурсов, духовному совершенствованию — как бы вопреки экстренным ситуациям.

Давно доказан факт психологической природы многих заболеваний – психологи призывают искать причины болезни в отношении к жизни, окружающим людям, самим себе. Психосоматические расстройства у детей и взрослых, являются важной проблемой практического здравоохранения. Неумение распознать эту патологию часто приводит к тому, что истинный диагноз устанавливается спустя многие годы после возникновения первых проявлений болезни. Вы часто нервничаете и получаете проблемы с сердцем и сосудами, злитесь – страдают зубы и печень, много грустите – неизбежны бронхиты, хронический кашель и т. д. Детская психосоматика имеет ту же природу, что и взрослая – все душевные переживания находят выход в частых простудах, следующих одна за другой.

Термин «психосоматика» включает в себя 2 понятия. Психосоматика (от греч. psyche — душа, soma — тело)

Психосоматические расстройства — физиологические болезни, возникающие на основе психотравмирующих обстоятельств.

Факторы риска возникновения психосоматических расстройств у детей и подростков:

1. Наследственная отягощенность психическими заболеваниями;

психотического характера;

непсихотического характера.

2. Наследственная отягощенность психосоматическими расстройствами

3. Личностные особенности родителей.

4. Личностные особенности больных.

1. Патология беременности и родов.

2. Нарушение вскармливания.

3. Нарушения психомоторного развития

4. Травмы, операции, интоксикации.

5. Остаточные явления раннего органического поражения ЦНС.

6. Вредные привычки (патологически привычные действия — ППД — сосание пальца, грызение ногтей, раскачивание туловищем, выдергивание волос и др.).

3. Психосоциальные

1. Плохие материально-бытовые условия и конфликты в семье.

2. Нарушение системы мать-дитя.

3. Дефекты воспитания.

4. Посещение детских учреждений.

5. Наличие сестер и братьев.

6. Неполная семья.

7. Курение и алкоголизм у родителей.

8. Потеря (болезнь) родителей или близких родственников.

9. Изменение стереотипа общения.

10. Психоэмоциональные перегрузки.

Наиболее частыми причинами возникновения отрицательных эмоций у детей дошкольного возраста являются:

— срыв первичного стереотипа поведения (смена обстановки или крута общения);

— неправильное построение режима для ребенка;

— неправильные воспитательные приемы;

— отсутствие необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности;

— создание односторонней аффективной привязанности;

— отсутствие единого подхода к ребенку.

Ниже мы приведем взаимосвязи заболеваний с психологическими проблемами. Но эта связь достаточно условна, и нужен индивидуальный подход в каждом случае.

Психосоматические причины детских заболеваний

Часто ребенок болеет из-за недостатка внимания, гиперопеки или неблагоприятной атмосферы в семье – это основные психосоматические источники детских хворей. Детская психосоматика типична в своих проявлениях.

Ангина и другие заболевания горла = отсутствие свободы самовыражения

У ребенка болит горло – он либо сильно обижен, либо страдает от невозможности высказать свое мнение. Родители такого ребенка часто обрывают его инициативу, останавливая его просьбами помолчать, не вмешиваться, делают за него то, что он в состоянии сделать самостоятельно.

Кашель = непринятия себя, накопленная неприязнь

Кашель далеко не всегда может свидетельствовать о простуде. Многие родители наверняка замечали, что детки могут кашлять без видимых причин. По мнению специалистов по психосоматическим болезням, кашель – это выплескивание негатива, накопленного ребенком. Часто беспричинный кашель возникает у детей, родители которых часто ругают своих чад по мелочам – за разбитую посуду, перелитый чай, рассыпанную случайно еду. Взрослые не уделяют большого внимания подобным мелочам, а вот детки, напротив, запоминают такие моменты и часто «внутри» критикуют себя, пусть даже и непроизвольно. Когда подобный негатив накапливается, ребенок пытается прокашляться.

Судороги = панических страх

Судороги у детей могут быть связаны с сильнейшим чувством страха, Малышу хочется ухватиться за мамину руку, сжать ее покрепче и почувствовать опору.

Тошнота = стресс, испуг, большая обида

Ребенка тошнит – кишечная инфекция, ротавирусная инфекция или отравление! Именно так, не задумываясь, ответит большинство мамочек. На самом деле, тошнота и даже рвота ребенка может быть вызвана психологическими проблемами – сильнейшим стрессом, испугом и даже серьезной обидой.

Чаще всего, когда речь идет о психологическом факторе, причиной тошноты у ребенка становится сильный стресс и переживания, связанные с новыми ощущениями, ответственностью. Многие дети нервничают на первых занятиях в школе.

Запор = нежелание расставаться с чувствами и воспоминаниями

По мнению ученых, причиной запора у ребенка может стать нежелание расставаться с накопленными чувствами, воспоминаниями и эмоциями. Часто, подобны психологические запоры у ребенка связаны с нежеланием расставаться с садиком и, соответственно, боязнью неизведанного – школы.

Конъюнктивит = страх прошлого

Психологической причиной возникновения конъюнктивита может стать сильный страх ребенка вновь пережить какое-то неприятное событие из прошлого

Простуда = дискомфорт, смятение, беспокойство

Внезапная простуда. Кто из родителей не сталкивался с подобным? Ребенок чувствует себя отлично, не бывает на сквозняке, не ест мороженное, но внезапно заболевает простудой. С точки зрения психологии, психологической причиной простуды ребенка может стать общий дискомфорт в доме или беспокойство, преследующее малыша. Часто простуда подстерегает детей, которые становятся свидетелями напряженной обстановки в семье, во время ссор родителей, во время тяжелого финансового положения, когда родители удручены. Ребенок впитывает в себя негатив, витающий в воздухе и заболевает.

Проблемы с кожей = гиперопека

Проблемы с кожей – аллергические дерматиты, ветрянка, появление сыпи и прочие отражения внутреннего состояния говорят о том, что ребенок пытается установить дистанцию между взрослыми и собой. Все та же гиперопека, которая проявляется в регулярных прикосновениях, объятиях, поцелуях, приводит к тому, что малыш подсознательно ставит барьер – ему необходимо личное пространство.

Нарушения мочеиспускания и ночные недержания = Сверх контроль

Нарушения мочеиспускания и ночные недержания появляются у детей, которые склонны контролировать себя, опасаясь негативной реакции со стороны родителей.

Боли в животе= сильный испуг,

Жалобы на боли в животе должны насторожить родителей – ребенка что-то пугает.

Болезни ушей=негативное вербальное воздействие

Второй реакций на жизнь в коллективе становятся болезни ушей, которые также могут быть следствием ругани, скандалов и разговоров на повышенных тонах, которые слышит ребенок.

Как защитить ребенка от психологических болезней? Большинство психологов считает, что психологическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны также со стилем родительского воспитания, зависят от характера взаимоотношений родителей и детей.

Важнейший совет, который даст любой психолог – обеспечить позитивную атмосферу в доме, искоренить ссоры, скандалы, ругань в семье. Больше времени стоит уделять ребенку и, самое важное, прислушиваться к нему, к его желаниям, рвениям и проявлениям своего «Я». Ни в коем случае нельзя ограничивать ребенка в волеизъявлении, самовыражении. Даже если его рисунки или стихи не производят на вас впечатление – это его нынешнее увлечение, дарящее ему позитив, а значит запрещать ему заниматься любимым делом нельзя.

Сохранение психологического здоровья обеспечивается действиями по двум направлениям: профилактическом – развитие стрессоустойчивости (готовности к возможным изменениям, нарушающим равновесие); реабилитационном – восстановление равновесия, работоспособности или ресурсного потенциала.

Основой профилактики эмоционального благополучия является создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения, открытое доброжелательное общение.

Способствование становлению базовых свойств личности: самооценки и образа «Я», нравственных ценностей, смыслов и установок, социально-психологических ценностей в системе отношений с другими людьми.

Иными словами: помочь ребенку поверить в свои силы, научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции, понимать эмоциональное состояние других людей, обучать детей этическим ценным формам и способам поведения в отношениях со сверстниками и взрослыми, а также проводить консультативную, профилактическую, психодиагностическую и коррекционную работу с семьей.

Реализовать эти направления работы можно через:

— индивидуальные (беседы, консультации);

— групповые (консультации, лекции, клубы, дискуссии, диспуты);

— фронтальные (родительские собрания)

Невербальные (наглядные) методы психологического просвещения (стендовая информация, подборка специальной психологической литерату ры для родителей, папки-раскладушки, альбомы, распечатки тематической информации и др.).

Вербальные методы работы с родителями (консультации, семинары, семинары-практикумы, лекции, родительские клубы, круглые столы, дни открытых дверей и пр.)

Таким образом, для сохранения психологического здоровья и социального благополучия детей необходимо выполнение следующих условий: включение в профилактическую работу всего коллектива ДОУ, активное участие родителей, отбор диагностических методов и развивающих упражнений, адекватных особенностям детей дошкольного возраста. Оценка показателей психологического здоровья проводится нами посредством диагностических методик, методов наблюдения за детьми в различных видах деятельности.

Ребенок же беспомощен в этих ситуациях, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основой такого развития является психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье в целом.

Поделиться:

Психосоматика Таблица заболеваний (как лечить, на что обратить внимание)

Каждый недуг в данной таблице заболеваний имеет ссылку на подробное описание психологических причин болезни (просто КЛИКНИТЕ на название заболевания). В каждой открывшейся статье вы найдете примеры случаев работы с психосоматикой заболеваний, которые помогут вам лучше осознать свои переживания и проблемы.

Потому что просто прочитать одну фразу о том, что может быть причиной заболевания, недостаточно. Чтобы исследовать болезнь, нужно погрузиться в познавание причины. Нужен фокус, нужны ощущения. И каждая статья (кликнуть на название заболевания) помогает погрузиться в эти ощущения.

Некоторые статьи ИМЕЮТ ВИДЕО. Конечно, я их буду постепенно снимать и статью дополнять)

Этот список много лет помогает людям осознавать причины заболеваний, надеюсь, он будет полезен и вам!

Таблица и статьи к ней были составлены на основе трудов по психосоматике Р.Г. Хамера («Новая германская медицина») , Жильбера Рено («Исцеление воспоминанием»), Клода Саба («Тотальная биология»), Кристиана Флеша («Биодекодирование») и моего опыта психосоматики в методе Satori Healing.

Слишком много опасностей вокруг ребенка (так это воспринимает мама). Требуется опека и защита. Огромное беспокойство по пустякам.

Конфликт обесценивания своей внешности. Скрытность, стыд, связанные со вступлением во взрослую жизнь (легко вспомнить, как подростки начинают отдаляться от родителей, скрывая свои увлечения).

Сильный невыраженный гнев (по ссылке смотрите случай аллергии на воду в душе, которая прошла после того, как человек понял, в каких ситуациях он не выражает гнев).

Восстановительная фаза после «конфликта непроглоченного куска». Сначала страстное желание чего-либо, а потом обретение желаемого (или же не!-обретение желаемого, но конфликт-то все равно разрешается).

Глубокое самообесценивание, неуверенность в своих силах. Нет единства в семейном клане, желание уничтожить кого-то в семейном клане (редкая причина, но комментарии показали, что очень даже нет).

Тахикардия, Брадикардия, Трепетание желудочков, Мерцание желудочков.

Самообесценивание, неверие в свои силы. (Тема выглядит довольно просто, но если уж становится глобальной для человека, то проникает повсюду, и здесь уже можно ждать не единичных поражений, а полиартрита).

Обострение боли в суставах см. ниже.

Как осень влияет на обострение болевых ощущений в суставах.

«Перегрев» нервной системы.

Невозможность соединить белое и черное. Страдание от того, что происходит совсем близко. Отказ от подчинения кому-либо.

Сильнейшая усталость и раздражительность матери. Посмотрите статью и комментарии к ней, а также видео и поймете, что все поправимо)

Мужчина или женщина не являются друг для друга «альфами». Чрезмерное ожидание беременности.

Решение организма находиться в состоянии бодрствования для завершения поставленных задач.

Кто-то стоит за спиной. Нужно следить за тем, что что опасно и рядом. Нежелание видеть то, что происходит вокруг.

Желание замедлить ход времени (ведь брадикардия — это снижение частоты ударов сердца).

Угроза на своей территории и невозможность дышать спокойно. Переживания о насмешках и обсуждениях за спиной. Посмотрите примеры в статье — вы сможете узнать свои истории.

Невыносимая тяжесть; «не могу попасть домой, мама не принимает меня».

Желание очиститься от неприятных воспоминаний, от укоров совести. Необходимость выделиться, быть не таким, как все.

Нарушение связи с Создателем иконфликт отсутствия домашнего очага.

Восстановительная фаза после конфликта непереносимости запахов вокруг и конфликта потери направления.

Основные темы: «кто я (в любом контексте)» и «я не могу защитить свое место (территориальный конфликт)».

Тема голода или нехватки чего-либо.

Переживания о том, что происходит какое-то разделение между людьми, долгая разлука. «Убегание» от секса (в случае с генитальным герпесом).

Тема перфекционизма. Невозможность найти выход из ситуации, определиться с окончательным решением.

1) Тема времени и скорости, 2) Тема несправедливости, 3) Тема защиты.

1) Я закрыл свое сердце от любви. 2) Готовлюсь отвоевать свою территорию.

Темы: приблизить, ускорить какое-то событие. Рассмотреть под лупой, внимательно изучать, пристально рассматривать.

Невыраженная злость, самообесценивание, сожаление об упущенных возможностях.

Страстное желание чего-либо: любви, денег, дорогой вещи, статуса — но при этом невозможность проглотить важный для себя «кусок».

Грипп

Сочетание двух тем — бронхита и насморка

См. также ниже СЕЗОННЫЕ ПРОСТУДНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Желание помочь страдающему — символически вскормить своим молоком (мастопатия, рак молочной железы). Желание восстановить утраченные связи (рак протоков).

Конфликт разделения между матерью и ребенком.

Периодонтиты (в т.ч. кисты зуба), гингивиты (воспаление десен), пародонтиты (пародонтозы), рак челюсти. Тема: мою речь не слышат.

Вопросы сексуальных отношений, их правильность/неправильность у мамы ребенка.

Очень сильная, глухая злость. Раздражение. Территориальный конфликт с невозможностью защитить свою территорию.

Непонимание + территориальный конфликт + непереваривание (как результат предыдущих двух составляющих).

Две противоречивые команды мозга. Говори и молчи одновременно.

Неуклюжесть, невозможность удержать кого-то, конфликт посредника.

Невыраженная агрессия и необходимость «ухватить свой кусок».

Восстановительная фаза после конфликта невозможности интеллектуально решить задачу.

Разрешение конфликта потери территории.

Разрешение пережеваний, связанных с отсутствием секса. Наконец-то можно пойти в тут сторону, какую хочется.

Темы, связанные со словами: блокировать, разблокировать, закрыть, открыть.

Соперничество с кем-то. Невыносимое подчинение. Долгое стояние на одном месте.

Сильное самообесценивание, отсутствие веры в себя.

«Меня не слышат» и сильный страх «по женскому типу».

Страх смерти. Невозможность дышать.

Невозможность себя защитить от атаки.

Невозможность усидеть на двух стульях.

Напряжение от тяжелой работы. Обязательства, выполняемые на пределе возможностей.

Возвращение материнской функции бабушке; нежелание секса; измена возлюбленного; переживания о женственности.

Необходимость защиты, угроза целостности.

Ощущение, что высасывают всю энергию. Переживания о невозможности забеременеть. «Ненадежность мужчины».

Попытка пройти через непроходимое препятствие; вынужденность подчиниться приказу.

Неудачи в вынашивании ребенка. Защита от «входа» мужчины.

Чувство отчаяния из-за невозможности почувствовать любовь к себе

Посмотрите примеры из статей выше. Причины разные.

Неосознанный запрет самому себе отстаивать свои границы и помечать свою территорию.

Разлука, разъединение, в результате которого человек чувствует сильную душевную боль.

Воздух, которым дышится, окружение, обстоятельства жизни совсем не устраивают.

См. также ниже СЕЗОННЫЕ ПРОСТУДНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Невыполняемость работы, невозможность справиться с чем-то. Символьные значения каждого пальца руки в тексте статьи.

Темы взаимоотношения с матерью и братьями-сестрами.

Разрешение конфликта низкой самооценки.

Тема голода или нехватки чего-либо.

Необходимость защиты, угроза целостности.

Темы выживания, территориальные конфликты.

Какой ценностью я обладаю с моей или чужой точки зрения. Выбивание двери, которая не

Тема непризнания отцом ребенка, лишение имени, наследства. Страдание из-за невозможности получить желаемый «кусок».

Сильное раздражение, гнев и его последствия (история одного случая поллиноза).

Темы выживания (пиелонефрит, почечная недостаточность), территориальные конфликты (камни), ригидность в убеждениях (гломерулонефрит)

Желание продолжить род. «Кислая» супруга. Желание очиститься от «грязи». Проблемы в домашнем очаге.

Воздух, которым дышится, окружение, обстоятельства жизни совсем не устраивают.

См. также ниже СЕЗОННЫЕ ПРОСТУДНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Конфликт обесценивания своей внешности. Скрытность, стыд, связанные со вступлением во взрослую жизнь.

Плечо, локоть ключица, запястье, пальцы рук — разные части тела, разные темы.

Сочетание стресса от изменений, холода и темы смерти (умирание природы осенью).

Восстановительная фаза после конфликта непереносимости запахов вокруг и конфликта потери направления.

Переживания, связанные с матерью и с собственным материнством.

Невозможность дышать свободно и глубоко

Желание ускориться в жизнедеятельности.

Переживания «разбитого сердца».

Невыносимая тяжесть; «не могу попасть домой, мама не принимает меня»

Страх смерти. Невозможность дышать. Туберкулез легких как восстановительная фаза после рака легких.

Невозможность определить направление, куда двигаться. Кажущаяся неразрешимость навалившихся проблем.

Необходимость пометить свою территорию. Невозможность организовать свою территорию и найти свое место.

Сильная неуверенность в своих интеллектуальных способностях, невозможность повернуть голову в ту сторону, куда хочется.

1) Тема времени и скорости, 2) Тема несправедливости, 3) Тема защиты.

Мой дом не здесь, а где-то еще, мне нужно найти свой дом»; необходимость в создании уюта себе, своим детям.

Отсутствие контроля над жизнью у матери. Желание заботы. Отсутствие контроля со стороны отца. Нежелание терпеть и ждать.

Невероятно сильный, «животный» страх с угрозой на своей территории и одновременно невозможность двигаться.

Женщина считает, что ее не любят, не хотят.

Сильное желание иметь детей. Конфликты с мужчиной.

Страдания из-за потери ребенка, животного. Переживания о невозможности быть с любимым мужчиной, невозможности забеременеть. Общение с подлецом.

Желаю всем здоровья и буду рада, если эта статья «Психосоматика Таблица заболеваний (как лечить)» станет для вас путеводителем по такой важной сфере жизни, как здоровье.

Особенности в детском возрасте

В детском возрасте руки травмируются чаще — ребенок с их помощью постигает мир, его законы, все пробует на ощупь. В таких условиях сломать руки, обжечь, порезаться довольно просто. Если это происходит часто, обратите внимание на свои методы воспитания — если действия ребенка часто не одобряются, если его не учат тому, что есть большая вариативность действий, то любые действия сами по себе будут вызывать у малыша внутренний конфликт.

У школьников руки болят и травмируются из-за необходимости делать то, чего делать не хочется. Если вовремя не создать мотивации к учебе, то ребенок будет часто щеголять с пластырем и гипсом, а лечение рук станет в семье делом привычным. Не приученные к труду дети — частые гости кабинета травматолога. Также часто жалуются на проблемы с руками дети жадные и замкнутые.

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Анна Морозова

Я помогаю женщинам, похудеть без диеты и спортзала, полюбить себя и повысить свою самооценку!

Психосоматические заболевания у детей

Разберем пример. Маленькому ребенку не хватает на психологическом, душевном уровне общения с мамой, которая рвется на работу, решает свои личные проблемы, занимается какими -то интересными делами. На бессознательном уровне ребенок воспринимает эту ситуацию, как катастрофическую, и включает механизм психосоматики. Это может быть банальная простуда, но в итоге главное – мама остается рядом. Тело ребенка при этом запоминает алгоритм действий, ведущий к успешному результату – вниманию матери, и болезни случаются все чаще и чаще.

Таким же образом дети часто решают сложные психологические проблемы в семье. Например, развод родителей можно оттянуть, отвлекая внимание мамы и папы на себя и вынуждая их кооперироваться.

Список самых частых заболеваний и проявлений психосоматики у детей

Ангина, отиты, гаймориты, аллергия, астма, вирусные заболевания, дневное и ночное недержание мочи, энкапрез, кровотечение из носа, ларингоспазмы, хронический насморк, кожные заболевания, кишечные расстройства, анемия, заикание, избыточная масса тела у детей, плохой аппетит.

Причины проблем

Действия и чувства, которые не удается реализовать, являются основной общей психосоматической причиной. Отдельные же анатомические части верхних конечностей могут подсказать более подробно, что делается или не делается не так.

Пальцы

Самая мелкая часть руки. В психосоматике могут расцениваться как обыденные, бытовые, мелкие дела. Проблемы с пальцами (панариций, порезы, ожоги) чаще всего подсказывают человеку, что у него есть мелкая досада оттого, что в быту или в работе не все удается обустроить так, как надо.

  • Артрит суставов пальцев — более болезненное состояние, сковывающее действия, ограничивающее их. Воспаление суставов стартует тогда, когда к досаде добавляются гнев и чувство вины. Часто такое происходит у взрослых, которые не могут на бытовом уровне организовать нормальное существования детям — создать бытовые условия, убедить ребенка не совершать большой ошибки в жизни.

Довольно часто заболевание встречается в пожилом возрасте, когда люди все чаще видят ошибки своих взрослых детей и винят в них подсознательно себя.

  • Проблема с указательным пальцем может говорить о том, что наши действия на бытовом уровне носят указательный, приказной характер, что мы такими действиями подавляем близких и мешает им действовать в соответствии со своими представлениями.
  • Мизинец и его травмы (воспаления, ожоги, порезы, переломы) говорят о том, что в действиях человека накопилось много лжи.
  • Безымянный палец отвечает за сферу семьи и отношений с близкими. Если вы не хотите делать что-то, чтобы решить назревшую проблему, то обязательно будет страдать безымянный палец. Заусенцы, заломы ногтя, воспаления, царапины и порезы — именно то, что будет происходить с завидной регулярностью, пока вы не решитесь на нужное и благоприятное для вас действие.
  • Средний палец страдает тогда, когда у человека нарушается сексуальная стороны жизни, он недоволен ею и ничего не делает, чтобы это изменить.
  • Большой палец страдает тогда, когда человек кого-то (или себя) слишком сильно и часто осуждает.

Кисти и запястье

Боли в запястье свойственны людям, которые чувствуют себя беспомощными и слабыми. Часто именно эта часть руки травмируется у детей, беспомощных в силу возраста. Также проблемы с запястьями начинают у посредников — людей, которые выступают в роли таковых в чьих-то конфликтных и спорных ситуациях. Это касается и работы, и отношений с близкими.

Локти

Действия на пределе возможностей, работа, которая вызывает тягостное чувство неприязни, а также наглость и желание пройти вперед «расталкивая локтями» вполне могут привести к проблемам в этой части верхней конечности.

Чем агрессивнее человек при этом, тем тяжелее будет поражение сустава — гнев всегда тесно связан с воспалительным процессом.

Предплечья и плечи

Травмы, воспалительные поражения сустава обычно происходят не до действия, а после него. Часто это происходит после того, как человеку даже удается добиться желаемого: хотел повышения на работе — повысили, а на следующий день он падает и получает травму плечевого сустава.

У детей плечи могут болеть и травмироваться тогда, когда их долго саркастически высмеивают родные или ровесники, а потом вдруг они начинают хвалить ребенка. В качестве противодействия и появляется боль в плече.

Проблемы с руками у детей и взрослых с точки зрения психосоматики

Руки — важная часть тела, взглянув на которую можно узнать большое количество информации о человеке. По ним гадают, определяют возраст, с помощью ручных жестов общаются и помогают себе выражать те или иные мысли.

Проблемы с руками могут возникнуть самые разные: от травм и ожогов до воспалительных процессов. И настигнуть они могут людей всех возрастов.

В этой статье мы поговорим о том, какими могут быть психосоматические причины проблем с руками у взрослых и детей.

Психосоматика воспитания

Сегодня все больше детей становятся завсегдатаями врачебных кабинетов: диагнозы не устанавливаются, лечение плохо помогает, деньги иссякают.

Аллергия, гастрит, простудные атаки, сколиозы и прочие детские болезни уже и не воспринимаются как болезнь: сады переполнены шмыгающими носом и кашляющими детишками, а боли в животе и кривые спины школьников давно стали нормой учебного процесса. Значительно помолодели нервные тики, панические атаки, заикания, навязчивые движения.

По статистике Всемирной организации здравоохранения – 47% больных страдают психосоматическими расстройствами и просто медикаментозное лечение им не поможет.

Несмотря на то, что Международный классификатор болезней 10 дает четкое описание психосоматических расстройств и психогенных факторов болезни, наши врачи пока неохотно «копаются» в этих причинах.

ПСИХОСОМАТИКА У ДЕТЕЙ

ПСИХОСОМАТИКА У ДЕТЕЙ: НЕВИДИМАЯ СТОРОНА
ЕЩЕ НЕ ТАК ДАВНО ОФИЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА СКЕПТИЧЕСКИ ОТНОСИЛАСЬ К ПОПЫТКЕ ОБЪЯСНИТЬ НЕКОТОРЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОБЛЕМАМИ. СЕГОДНЯ ЖЕ ВСЕ БОЛЬШЕ ВРАЧЕЙ ПРИЗНАЮТ СУЩЕСТВОВАНИЕ ПСИХОСОМАТИКИ.

Психосоматические заболевания – что это такое?
Часто можно услышать от родителей: «Как тебе не стыдно? Хорошие девочки/мальчики так себя не ведут! Хватит капризничать, нельзя ругаться. Что ты ревешь, как девчонка?» Конечно, есть дети, которые не принимают эти запреты, но многие усваивают правила, трактуя их по-своему. Основной вывод, который они делают, прост: «Я не буду выражать свое недовольство, проявлять эмоции, и тогда мама будет довольна, станет меня любить». Зачастую такая позиция приводит к возникновению серьезных психологических и поведенческих проблем, с которыми бывшие дети еще долго разбираются уже после того, как станут взрослыми. А иногда подавленные эмоции превращаются в физические заболевания. Это и есть то, что называют психосоматикой. Самому термину «психосоматика» скоро исполнится 200 лет, в 1818 году его придумал немецкий врач Иоганн Христиан Август Хайнрот. С тех пор вокруг этого понятия было много споров, но сейчас существует специальное направление в медицине и психологии, изучающее взаимосвязь заболеваний и психики человека.

Как формируются психосоматические заболевания?
Психосоматические проблемы возникают в том случае, когда ребенку не удается удовлетворить свои потребности. Тогда формируется постоянное «отрицательное» эмоциональное возбуждение. Оно получает отражение в телесных ощущениях, а иногда – и в патологическом процессе. Ведь между эмоциями и физиологией существует прямая связь. Выражением негативных эмоций являются: повышение артериального давления и частоты пульса, учащение дыхания, изменение секреторной и моторной активности пищеварительного тракта, изменение тонуса мочевого пузыря, напряжение скелетной мускулатуры, повышение свертываемости крови. Вспомните, как вы чувствуете себя, например, когда боитесь или волнуетесь. Появляется тяжесть в желудке и тошнота, жар, лоб покрывается испариной, руки становятся влажными, иногда даже дрожат. В общем, возникает довольно много ощутимых и достаточно неприятных проявлений. То же самое происходит и у ребенка. И так раз за разом. Но, дело в том, что эмоции, как энергия, не приходят из ниоткуда и не уходят в никуда. Другими словами, будучи невыраженными, они «хранятся» внутри организма, а при постоянном повторении травмирующей ситуации накапливаются и вызывают болезнь. То есть внутренний конфликт, не имея разрешения, трансформируется в те или иные физиологические симптомы. Таким образом, ребенок частично избавляется от эмоционального дискомфорта. Благодаря переносу из области психического в область физиологического, волнующая ситуация разрешается, тревога и беспокойство утихают. Как правило, это происходит неосознанно, и бывает сложно понять, с чем конкретно связана внезапная болезнь. Но иногда возникают ситуации, когда причины внезапной болезни ребенка очевидны. Например, часто серьезные проблемы со здоровьем возникают во время развода, когда ребенок оказывается в эпицентре родительского конфликта. Конечно, это происходит на фоне стресса, но подсознательный посыл может быть таким: «Если я заболею, родители займутся мной и перестанут ссориться». Надо сказать, что обычно это действительно срабатывает, болезнь ребенка способна сплотить родителей и отвлечь их от выяснения отношений. Таким образом ребенок получает некоторую разрядку, а также – гарантированную заботу и любовь близких людей. Что касается внешних проявлений, то это могут быть как острые реакции, так и затяжные заболевания. Обычно взрослые лечат их только медикаментозно, но они «почему-то» возвращаются снова и снова. Кстати, в Европе уже давно принято при повторяющихся хронических соматических проявлениях проводить с ребенком психотерапию для разрешения конфликтов, которые он «задавливает» в свое тело. Существуют даже специальные небольшие психосоматические клиники, которые осуществляют такое лечение. Но у нас подобная практика пока не распространена.

В каком возрасте может возникнуть психосоматическое заболевание?
Существуют исследования, которые позволяют предположить, что психосоматические заболевания могут формироваться у младенцев и даже закладываться у эмбриона во время нахождения в материнской утробе. В последние годы появились сообщения о том, что у нежеланных детей обнаруживаются, помимо психологических проблем, различные соматические расстройства. Среди них – дистрофия при рождении, высокая частота респираторных заболеваний, бронхиты, пневмония, энурез, нейродермит, язвы желудка. В этой связи исследователи даже говорят о возможном влиянии интенсивной неозвученной материнской мысли во время беременности на возникновение психосоматических проблем у ребенка. Для нормального формирования плода очень важно эмоциональное состояние будущей матери, отношение к ней мужа и окружающих людей. Любая эмоциональная неуравновешенность женщины в этот период (обиды, ревность, ощущение того, что ее не любят) может заложить ту или иную патологию у ребенка. Правда, пока сложно сказать, берут ли эти заболевания свое начало только в пренатальном периоде или же решающее значение имеет отвержение ребенка после рождения? Впрочем, чаще всего, эти два момента связаны между собой. Если беременность не была желанной, если женщина боялась наступления родов, сомневалась, нужен ли ей ребенок, то и после рождения малыша она, скорее всего, будет настроена не слишком позитивно. По крайней мере, в первое время. Хотя, довольно часты случаи, когда, увидев своего ребенка, женщина сразу же проникалась к нему любовью. Кстати, когда малыш появляется на свет, он формально становится отдельным от матери организмом. Но на самом деле между малышом и мамой сохраняется сильнейшая связь, поэтому все волнения и страхи матери немедленно передаются младенцу. Таким образом, очевидно, что положительные эмоции и психологический настрой родителей очень важны как во время беременности, так и после рождения крохи.Но не только у «заброшенных» детей могут возникать психосоматические проблемы. Иногда болеют дети и заботливых родителей. Казалось бы, откуда у малыша в полноценной семье могут возникнуть подобные симптомы? Каждое психосоматическое заболевание – это способ организма «привлечь внимание» к какой-то проблеме, которую не удалось разрешить или проговорить, что особенно актуально в случае с детьми. Любому ребенку чаще всего просто сложно рассказать родителям о своей проблеме, трудно ее объяснить. В некоторых случаях ребенок, особенно младшего возраста, и сам не может понять, что с ним случилось, почему ему плохо. На этом этапе в «диалог» с родителями вступает организм малыша, пытаясь привлечь внимание взрослых, выдавая болезненную симптоматику, которая с трудом поддается лечению. Также причиной соматических заболеваний может стать отсутствие режима дня и необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности, пренебрежение интересами ребенка, отсутствие ласки, понимания, ревность и зависть к младшим детям, переживание естественного отдаления от матери. Но интересно, что такой же эффект может дать и сверхзабота. Кроме того, стрессирующим фактором может стать ярко выраженная зависимость от кого-то из членов семьи или отсутствие единого подхода к процессу воспитания. Часто проблемы возникают после того, как ребенок идет в ясли, детский сад или в школу. Неспособность ребенка адаптироваться в новой обстановке, наладить отношения, справиться с учебной нагрузкой – все это может стать причиной возникновения проблем со здоровьем. И если ничего не предпринимать, то по мере взросления ситуация может только усугубиться.

Самые частые психосоматические заболевания.
Спектр таких заболеваний достаточно разнообразен и затрагивает различные системы организма. К психосоматическим заболеваниям традиционно относят бронхиальную астму, заболевания желудочно-кишечного тракта (язвенную болезнь желудка, гастрит и язвенный колит), дисфункцию щитовидной железы, нейродермит, энурез, анемию. В последнее время исследователи все чаще говорят о том, что психосоматическую природу имеет также сахарный диабет первого типа, аллергия и онкологические заболевания. Причем природу возникновения всех этих заболеваний можно объяснить, проследив связь с проблемами, которые существуют в жизни ребенка. Основная идея такой классификации заключается в том, что человек заболевает не чем-то случайным. В каждом конкретном симптоме символически представлено то, с чем были связаны его переживания. Так, например, психосоматические нарушения зрения и слуха можно связать с нежеланием видеть и слышать то, что происходит вокруг.Есть предположение, что аутизм также имеет психосоматические «корни». Таким образом ребенок бессознательно выбирает погружение в себя, чтобы убежать от реальности.
Конечно, все перечисленные заболевания и их психологическое объяснение довольно условны, речь здесь идет скорее об общей тенденции. Очевидно, что в каждом конкретном случае нужно подробно изучать ситуацию, сложившуюся в жизни ребенка, и только после этого предполагать лечение.

Методы и принципы лечения
Каждое психосоматическое заболевание специфично, поэтому работа с ним может проходить только в индивидуальном порядке. Прежде всего, конечно, нужно убедиться, что болезнь – психосоматическая. Понаблюдайте за ребенком – когда и как у него начинается недомогание. Возможно, желудок болит каждый раз перед контрольной, а голова – после выяснения отношений в школе или дома. При этом важно понимать, что психосоматика – не способ симуляции. Речь идет о заболевании, требующем лечения. Заключение о том, что у ребенка действительно психосоматическое расстройство, можно сделать лишь после тщательного медицинского обследования. Параллельно проконсультируйтесь с психологом, имеющим дело с психосоматическими заболеваниями. Он поможет определить причину, то есть выявить «травмирующее событие». Это самое главное в психотерапевтической работе с подобными заболеваниями. Затем проблему можно решать различными методами, специально подобранными для каждого ребенка. Иногда бывает достаточно прислушаться к тому, что ребенок хочет и чувствует, внимательнее к нему относиться, попытаться создать дома доброжелательную и доверительную атмосферу, устранить переживания, которые его мучают. В случае с поступлением в детский сад может понадобиться «постепенное погружение», например, можно начать с 1-2 часов пребывания в саду, постепенно увеличивая время, чтобы ребенок мог адаптироваться. Однако далеко не всегда родители могут справиться с проблемой своими силами. Тем более, что некоторые болезни развиваются долго (иногда даже в нескольких поколениях), и обойтись без лечения практически невозможно. Иногда может потребоваться психологическая проработка проблем не только ребенка, но и родителей, чтобы устранить внутриличностные конфликты, лежащие в основе заболевания. Как правило, после этого симптоматика проходит. Часто психотерапии поддается астма, аллергические заболевания, многие желудочно-кишечные расстройства, энурез, кожные заболевания. Лекарственная терапия, не подкрепленная психотерапией, не дает такого стойкого результата, симптоматика постоянно возвращается, болезнь возникает снова и снова. Это происходит потому, что во время лечения сами конфликты практически не затрагиваются, наоборот – ребенок получает желаемое и продолжает впадать в соматические состояния снова и снова. Тогда конфликт «обрастает» все новыми и новыми слоями, что, безусловно, затрудняет его разрешение. Поэтому психосоматическими проблемами важно начинать заниматься как можно быстрее, с момента, когда у вас возникло подозрение, что дело тут не только в слабом здоровье ребенка. Причем важен комплексный подход: одни специалисты назначают и контролируют медикаментозное лечение, а другие разбираются с психологическими трудностями у ребенка. Здесь необходимо соблюдать разумное и тонкое равновесие между медицинской и психологической помощью. Тогда проблема найдет свое разрешение, а лечение даст стойкий эффект.

Вот как объясняются некоторые проблемы со здоровьем с точки зрения психосоматики:
-Астма, бронхит, отек Квинке – опасение потерять любовь родителей, дезориентировка в отношениях со значимыми людьми, сверхчувствительность к плохим отношениям.
-Простуда, герпес – депрессия, страх, тревога, неврозы, связанные с социальными контактами (в саду или школе).
-Обмороки – подавление реакции бегства.
-Хронический кашель – скрытое выражение агрессии, невысказанный протест.
-Гастрит – депрессия на фоне невозможности добиться желаемого.
-Язва 12-перстной кишки – утрата безопасности, возрастание ответственности, изменения.
-Гипертериоз (повышенная функция щитовидной железы) – готовность к действию и ответственности, подавляемая страхом.
-Детская экзема – переживание матерью чувства вины по отношению к ребенку, гиперопека.
-Нейродермит – раздражительность, высокая готовность к переживаниям, аффектам, ощущение зависимости от более сильных личностей.
-Тик – повышение напряжения вследствие высокой требовательности родителей.
-Отит – подсознательный уход от конфликтов в семье.
-Энурез – регресс из-за страха перед взрослением, возврат в безопасное внутриутробное состояние, проблемы с принятием ответственности за свое поведение и тело.

Психосоматика ДЕТСКИХ заболеваний: 8 способов разрушить своего ребенка

Ошибки воспитания детей, допущенные в детстве, иногда приводят к возникновению у ребенка нервозности, которая может препятствовать его дальнейшему нормальному развитию.

Китайские игрушки, трансгенные жиры, кризис в политике – сколько опасностей поджидает маленького человечка, только что пришедшего в этот мир. Однако, задумываемся ли мы, что самыми опасными врагами ребенка могут стать его близкие? Врагами сильными, страшными и всепобеждающими.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Блог Лучшей Мамы