Психосоматика у детей: находим глубинные причины болезни

1. Недостаточное внимание к ребенку или чрезмерная опека, конфликты в семье;
2. Подавление эмоций, неумение ребенка выразить свои внутренние переживания;
3. Потребности, которые не были удовлетворены
4. Детские травмы

Психология болезней

Расхожее выражение «все болезни от нервов» небеспочвенно. Действительно, причина многих заболеваний имеет тесную связь с психологическими проблемами. Как помочь детям избежать психосоматических заболеваний? На самом деле ответ очень прост – любить своего ребенка и позволять ему быть самим собой. Не сравнивать детей друг с другом – они все разные, не ориентировать на достижения соседского мальчика или успехи соседки по парте. Вам дан именно этот ребенок, и ваша задача – раскрыть его способности, следуя его интересам, и научить экологичному общению и правильному выражению чувств и эмоций. А самое главное – любить его, тогда и все остальное приложится, причем любить не глубоко в душе, а открыто выражая свои чувства и не скупясь на объятья, поцелуи и похвалы. Психосоматические заболевания излечивают не лекарства, а любовь, внимание, общение и понимание.

Снежный ком

На самом деле опасения родителей, которые втайне беспокоятся о своей «репутации», не так далеки от истины. Психосоматические заболевания провоцируются психогенными факторами. По сути, не что иное, как стереотипная телесная реакция на стресс. Например, после крупной ссоры родителей малыш может плохо проспать всю ночь. Или перед контрольной у школьника может разболеться живот. Когда речь заходит о детях, только мы, родители, можем помочь ребенку справиться с травмирующей ситуацией, негативными эмоциями или внутренними переживаниями. Если мы этого не делаем в тот момент, когда телесный симптом появляется впервые, он может закрепиться. Тогда он начнет проявляться во всех схожих обстоятельствах, с каждым разом все усиливаясь, а потом из временного превратится в постоянный. Это, в конечном итоге, и может привести к формированию «полноценного», конкретного и реального заболевания, которое врачи уже смогут ясно диагностировать. Отсюда важный вывод: психосоматические расстройства никогда не бывают блажью или притворством. Ребенок (или взрослый) всегда болеет и страдает по-настоящему, даже если болезнь вызвана не инфекцией, а психологическим фактором.

Причины появления психосоматических заболеваний

Итак, причиной психосоматических расстройств являются внутренние переживания, которые появляются по ряду причин.

1. Запрет на эмоции. Под эту категорию попадают прежде всего семьи, в которых не принято проявлять эмоции: категорически запрещено плакать, грустить, громко радоваться и т. д. Особенно опасно сдерживание отрицательных эмоций. Разовое ограничение не приведет к возникновению заболеваний, а постоянный запрет вызовет у маленького человека непонимание своего состояния: грустно ему или нет, нравится ему это или вызывает недовольство. Ребенок перестает замечать не только свои чувства, но и особенности состояния. Организм в этом случае будет подавать сигналы тревоги. Нельзя запрещать эмоции — нужно учить детей правильно их проявлять.

2. Желание привлечь внимание к себе с помощью заболевания. Чрезмерная занятость взрослых нередко приводит к дефициту внимания к детям. Зачастую порцию внимания и заботы дети получают, когда заболевают, и тогда они разыгрывают симптомы заболеваний, чтобы привлечь внимание к себе. Но часто взаимосвязь «внимание — болезнь» появляется бессознательно. Известны случаи, когда дети заболевают при долгой разлуке с близким человеком. О таких случаях говорят, что ребенок так сильно скучал, что заболел. И в этом есть доля истины.

3. Тревожность. Не следует путать тревогу и тревожность. Тревога — это эпизодическое состояние, вызванное конкретными причинами и проявляющаяся волнением за близких. Тревожиться за сына, который задерживается с занятий в школе, нормально. Тревожность — это психологическая особенность человека, характеризующаяся склонностью переживать даже в тех ситуациях, когда этого не требуется. Тревога может проявляться в течение всего дня: как я дойду до школы (не опоздаю ли); вызовут ли на уроке; как я отвечу; не забуду ли текст; правильно ли решу задачу; какую отметку поставят; примут ли в игру; что скажут родители и т. д. Переживания преследуют ребенка весь день. Состояние тревожности съедает массу энергии. Организм пытается справиться с такой нагрузкой и переключает внимание с помощью заболевания, а иногда и просто не справляется.

4. Психологические проблемы: стрессы, депрессии. Психосоматика может проявиться у ребенка любого пола и возраста. Физическая болезнь может стать единственной возможностью организма уйти от переживаний и направить силы на конкретные проблемы. Бороться с очевидными причинами проще, чем распутать сложную цепочку переживаний, устранение причин которых невозможно. Часто болеют дети в конфликтных семьях и в семьях, где у родителей алкогольная зависимость.

Болезнь может быть вызвана потерей близких людей, длительной разлукой, разводом родителей. Заболеть можно и при расставании с домашними питомцами, любимыми вещами, при смене места жительства.

Стрессовые ситуации опасны тем, что они вызывают шквал переживаний и волнений, с которыми организм не способен справиться.

Психосоматика стоматита

Стоматиту подвержены дети, испытывающие и подавляющие обиду, злость и не чувствующие радости жизни. Луиза Хей считает причиной возникновения стоматита приглушенный гнев, неприятие чего-то нового в жизни, а также то, что ребенку не дают высказать собственное мнение.

Болезни, как ответная реакция на поведение родителей

Часто ребенок болеет из-за недостаточного внимания к нему со стороны родителей, а так же из-за неблагоприятной атмосфере, которая царит в его семье.

Так же болезни могут быть обратной причиной поведения родителей, то есть через чур большое внимание к ребенку, оно обычно сопровождается астмой. Большинство детей, которые посещают детские сада страдают насморком, это признак того, что не все хорошо в коллективе.

Микроклимат в семье, а также поведение родителей тоже важный момент в формировании детской психики. Многие дети не могут объяснить свои внутренние проблемы, а иногда они и сами не понимают, что с ними происходит. Организм ребенка же в свою очередь посылает родителям своеобразный посыл в виде болезни, который многими воспринимается как лишь физическое расстройство.

Сигналы указывающие на проблемы с психологическим состоянием могут быть разными: повышение температуры, озноб, апатия. И это далеко не все симптомы. Таким образом, включается психологическая защита, когда эмоции и переживания переходят в тело. Многие родители замечали, что после того как ребенок долго переживал, что ему не купили заветную игрушку начинает подниматься температура, психика пытается блокировать перенапряжение и «выпустить пар» через телесные недуги.

Данным способом ребенок пытается оградиться от детей, воспитателей, которые ему либо неприятны, либо у него не очень хорошее отношение с ними и чаще всего придя домой этот насморк сразу же проходит. Так же может возникнуть у ребенка болезнь ушей это того, что в детском саду или школе постоянные скандалы, крики, которые слышит ребенок находясь в этом коллективе.

Частые психосоматические заболевания и их источники

Воспалительные процессы в горле возникают у детей, которые сильно обижены либо не в состоянии выразить свои эмоции. Родители подобных детей часто обрывают их на полуслове, останавливают просьбами замолчать.

Если ребенка ограничивают в свободе, то появляются проблемы с дыхательной системой – различные виды бронхитов, астматические проявления. Но астма также может сигнализировать и об обратных действиях родителей, когда они проявляют чрезмерную заботу и буквально сдувают с ребенка пылинки.

Ребенок, который становится частым свидетелем скандалов родителей или знакомых часто страдает проблемами с ушами. Боли в животе – проявление страхов у ребенка, значит, его что-то напугало.

Проблемы с кожным покровом могут свидетельствовать о том, что ребенок хочет дистанцироваться от взрослых. Зачастую это проявляется в виде дерматологических высыпаний, крапивницы, ветрянки. Гиперопека, о которой писалось выше, также может стать причиной «отстранения» от взрослых объятий или чрезмерного внимания. Ребенку необходимо личное пространство и этим он пытается огородиться от каких-либо поцелуев и даже простых прикосновений.

Нарушения процесса мочеиспускания, а также ночные недержания сигнализируют о нарушении контроля ребенком над своим неокрепшим телом. Такие проявления бывают у детей, которые зависимы от родителей и испытывают страх остаться одним.

Это только небольшой перечень заболеваний, которые может раскрыть психосоматика детских болезней. Конечно же не к каждой болезни подойдет такое объяснение, он если они происходят довольно часто, то наверное стоит задуматься что что-то пошло не так.

Психосоматика: аллергия

С каждым годом аллергиков становится все больше. Препараты от этого недуга подавляют симптомы, но не излечивают болезнь. Почти в половине случаев аллергия является следствием своеобразной работы психики – зависит от восприятия себя и окружающего мира.

Если были периоды, когда у ребенка симптомы аллергии исчезали, а в результате стресса или травмирующих ситуаций снова появлялись, значит, истоки заболевания кроются в психосоматике.

Согласно исследованиям, аллергики – люди обидчивые и недоверчивые, имеющие внутренние противоречия. Они боятся одиночества, но быть в центре внимания тоже не стремятся. Как правило, дети-аллергики имеют заниженную самооценку и острый недостаток любви. Они постоянно испытывают нервное напряжение, которое выплескивается аллергическими реакциями. Если ребенок не умеет просить, чтобы о нем позаботились, или знает, что его просьбы не будут услышаны и удовлетворены, аллергия становится единственным способом привлечь к себе внимание, чтобы ощутить любовь и заботу.

Спусковые крючки

Дети сталкиваются со страхами, негативными эмоциями и чувством тревоги с самого раннего возраста, но не у каждого малыша развиваются психосоматические расстройства. Проявятся они или нет, зависит от многих факторов. Помимо прочего, важна и индивидуальная способность ребенка преодолевать трудности, ведь есть дети, которые прекрасно адаптируются даже к частым семейным скандалам и суровым воспитательницам. Но есть и другие причины, и почти все они так или иначе связаны с родителями.

  • Сильные потрясения Есть ситуации, когда риск возникновения психосоматических реакций максимально высок. Например, развод, рождение брата или сестры, переезд, смерть близкого человека, расставание с любимой няней, начало детского сада и т. д. Это не значит, что болезнь всенепременно разовьется, но, если вы знаете, что у вас чувствительный ребенок, обратите внимание, как он реагирует на волнительную ситуацию.
  • Отношение мамы к ребенку: гиперопека. Если мама ребенка чрезмерно опекает, она буквально «душит его своей заботой» и ему становится «трудно дышать». Так возникают заболевания дыхательной системы: частые и затяжные бронхиты и бронхиальная астма.

В некоторых семьях не любят делиться личными переживаниями, а в других, наоборот, принято сильно обо всем беспокоиться. В первом случае ребенок часто тревожится, потому что не может самостоятельно справляться со своими проблемами. И у него не формируется ощущение базовой безопасности этого мира, которое можно получить лишь в надежных близких отношениях. Во втором случае ребенок учится у родных сильно тревожиться обо всем. Ведь он постоянно наблюдает, как любое, даже незначительное изменение в планах или внутрисемейном распорядке буквально выбивает маму (или бабушку) из колеи, нарушает нормальное течение жизни и вызывает серьезные опасения. Оба сценария чреваты развитием неврологической симптоматики.

  • Отношение мамы к ребенку: гипоопека. Когда малышу, наоборот, не хватает маминой заботы и любви, он предоставлен сам себе и со своими эмоциями вынужден справляться сам. Но задача эта для любого ребенка непосильная, поэтому он будет испытывать чувство постоянной тревоги и расти неуверенным в себе. Ему будет трудно «переварить ситуацию» и преодолеть страх перед внешним небезопасным миром. В этом случае психосоматика обычно проявляется сбоями в работе пищеварительной системы: тошнотой, диареей, снижением аппетита, колитами, гастритом, дуоденитом. У некоторых детей развивается депрессия или неврологическая симптоматика.
  • Отношение мамы к ребенку: если мама зациклена на ребенке. Если маме трудно реализовать себя как личность за пределами домашнего очага, если все ее страхи и радости вертятся вокруг семьи, тогда болезнь ребенка будет помогать ей чувствовать себя «нужной». Постоянно думая и проговаривая вслух свои тревоги, она не даст ребенку научиться воспринимать болезнь как преходящее явление. В этих случаях велик риск быстрого закрепления симптомов и переход от единичных психосоматических реакций (предболезненных явлений) к часто повторяющемуся заболеванию.
  • Много запретов и требований. Когда родители слишком строги с ребенком, практикуют неадекватные наказания, редко хвалят его, он может остро ощущать свою несостоятельность и чувствовать себя недостаточно хорошим или ни на что не способным. Страх совершить ошибку или не взять высоту у него будет очень велик. Все это ведет к неуверенности в себе и проявлению протеста, явного или скрытого. Проявляется он в виде головных болей, тошноты, болей в животе. Может сопровождаться бессонницей, головокружениями. Если ребенок не может выразить свой протест открыто, это путь к частым ангинам, ведь речь (а с ней и вербальный протест) рождается в горле. Нарушение личных границ или непринятие ситуации иногда проявляется в виде аллергических реакций, потому что кожа – это тонкий щит между внешним и внутренним миром.

Порочная практика

Когда родители не дают ребенку возможность открыто проявлять свои негативные эмоции, они накапливаются, а потом прорываются наружу в виде телесной хвори. В нашей культуре принято стыдить за проявление здоровой агрессии в моменты явного нарушения личных границ. «Отняли игрушку, и ты из-за этого хнычешь? Ты просто жадина и плакса! Как не стыдно! Немедленно успокойся!» Не стоит потом удивляться, что ребенок не умеет отстаивать свое мнение, растет застенчивым и неуверенным в себе. К такому же результату приводят и реплики вроде: «Иди к себе в комнату! Когда успокоишься, выйдешь!» Если родители принимают и любят ребенка только в те моменты, когда он ведет себя идеально, а если ему плохо, грустно, обидно, его отправляют с глаз долой, по сути, самые близкие люди не принимают его таким, какой он есть, со всеми его эмоциями и переживаниями, радостными и не очень. Да, чем старше становятся дети, тем лучше у них получается сдерживать себя. Но выключить эмоции по щелчку невозможно. Мы можем их не проговаривать или игнорировать, но они все равно останутся внутри, а в какой-то момент просто возьмут и отыграются на самом уязвимом органе. Например, комом в горле застревает обида и злость, отсюда берутся ангина или тонзиллит.

Психосоматика детских болезней

Не для кого не новость, что многие дети часто болеют, так как они общаются со своими сверстниками. Родители уже в раннем возрасте отправляют их в детский сад, берут с собой в магазины, отводят на различные подготовительные занятия, секции.

Попадая в новую обстановку детки начинают часто болеть. И сразу же после первого симптома родители начинают лечить своих детей, пихать их различными таблетками, микстурами, а ведь у детей совсем еще не окрепшая иммунная система и ей самой нужно учиться бороться с вирусами. Лечение медикаментами не всегда дает желаемый результат, ведь причина не обязательно кроется в физическом недомогании.

Светила медицины сходятся во мнении, что причина телесных болезней, как у взрослых, так и у детей лежит в психологических причинах.

При заболевании в первую очередь нужно обратить внимание на отношение к ребенку в детском саду, в школе и конечно же в семье, на то как ребенок общается и ведет себя со своими сверстниками.

Именно психосоматика и является причиной многих детских проблем и болезней. Именно она и запускает многие болезни, так как ребенок знает, что мама будет всегда с ним, будет лечить его, заботиться, жалеть и оберегать.

Детская психосоматика уже давно стала самостоятельной наукой, а знание ее основ позволит многим родителям избежать проблем с ребенком, а в перспективе и сэкономить денежные средства от совсем недешевого лечения различными медицинскими препаратами.

Психосоматика детских болезней таблица

Возможные причины некоторых психосоматических заболеваний у детей:

• Аденоиды. Частая причина — тревога родителей, излишнее беспокойство. Вторая причина – ребёнку кажется, что он появился на свет без желания родителей.

• Ангина. Причины — постоянные разногласия между родителями, крики; запрет на свободу высказать ребёнку своё мнение или действие («не бегай», «закрой рот», «хватит рыдать» и т.д.).

• Аппендицит. Причина – невозможность или нежелание решить затруднительную ситуацию.

• Астма. Причина – у ребёнка отсутствует желание оставаться в конкретном месте из-за ощущения, что его не любят, что он не нужен.

• Атопический дерматит. Как и многие заболевания кожи, предвещают следующий этап в развитии ребёнка. То есть многое в этой жизни ещё не изведано и не усвоено как следует, поэтому как бы выступает, преобразовывается на поверхности кожи ребёнка.

• Аллергия. Причина – напряженные отношения у родителей. В таком случае аллергия выступает, как способ обратить на себя внимание. Если аллергия проявляется, как корка на коже, это означает жалость со стороны матери. Аллергия на рыбу и морепродукты – ребёнок протестует, когда родители постоянно жертвуют ради него.

• Аутизм. Причина – недостаток внимания в младенчестве, вследствие чего ребёнок в будущем не способен в полной мере принять любовь, заботу матери и даже еду, тем самым отвергая её. Наблюдаются характерные, но при этом бессознательные признаки: замкнутость в себе, молчание, плохой аппетит, неумение смотреть человеку в глаза.

• Бронхит. Причина — чрезмерная властность над ребёнком со стороны родителей, а также бесконечные ссоры и разлады; у девочек бронхит случается вследствие первых отношений, любовных проблем.

• Вирусные заболевания. Причина – ребёнок пытается бороться за свою жизнь, желает сбежать из дома или даже покончить с собой.

• Ветряная оспа, корь, свинка. Причина – озлобленность матери из-за нехватки сил, усталости.

• Врожденные заболевания у детей. Многие авторы считают, что дети с такими заболеваниями — ничто иное, как плата родителей за что-либо (наказание, некое испытание), а другие говорят, что это путь к духовному росту от любви к особенному ребёнку.

• Диарея. Причина – страх, боязнь чего-либо в реальности или даже за ее гранью. У таких детей наблюдается постоянное ощущение вины, они очень впечатлительны.

• Запоры. Причина – взаимоотношения родителей, которые живут старыми укладами, поступками и принципами. Также причиной может быть то, что ребёнок не хочет расставаться с тем, что для него дорого или привычно (место жительства, друзья, школа и т.д.).

• Заикание. Причина – страх выражения своих эмоций и потребностей из-за реакции на это родителей.

• Насморк. Причина – низкая самооценка, неуверенность в себе, желание, чтобы на ребёнка обратили внимание. Причиной хронического насморка может быть длительная обида на кого-либо.

• Отит. Причина – ребенок хочет спокойствия и тишины в то время, как родители устраивают постоянные скандалы.

• Повышенная температура, лихорадка. Причина – напряженные отношения в семье, раздраженность, злость, стрессовое состояние из-за невозможности сказать о своих чувствах и эмоциях.

• Энурез. Причина – боязнь властного родителя, обычно отца. Ребёнок сдерживает себя днём настолько, что ночью уже не может.

Проявление психосоматических расстройств

Проблемы со здоровьем, причина которых кроется в психологических проблемах, могут проявиться единожды в результате сильного стресса, а могут стать причиной хронических заболеваний. Психосоматическим расстройствам подвержены следующие категории детей:

— находящиеся под постоянным контролем взрослых;

— испытывающие дефицит внимания к себе со стороны взрослых;

— с постоянным чувством тревожности;

— имеющие завышенные требования к себе.

Прежде чем лечить внезапно возникшее заболевание своего ребенка, проанализируйте, не является ли оно следствием каких-то событий или травмирующей ситуации.

Как проявляются психосоматические расстройства

Психосоматические проблемы могут быть разовыми, а могут перерасти в хронические заболевания. Серьезные психосоматические расстройства возникают у следующей категории детей:

  • малообщительные, живущие в своем мире;
  • тревожные;
  • пессимисты;
  • дети, находящиеся под постоянным контролем взрослых;
  • дети, испытывающие дефицит внимания со стороны взрослых;
  • очень ранимые дети;
  • малоэмоциональные;
  • дети с завышенными требованиями к себе.

Психологические причины могут вызвать любое заболевание. Лечение заболеваний назначает врач. Но не лишним будет проанализировать связь между появлением определенных симптомов с новой жизненной ситуацией, событием или психоэмоциональными факторами. В этом случае вероятность быстрого выздоровления возрастает, а риск повторного заболевания снижается.

Мы начали разговор с истории о маленькой Катеньке и ее пустышке, где врач определил психосоматику, исходя из ключевых факторов:

  1. Расставание с близкими людьми, смена места пребывания.
  2. Потеря любимой вещи, которая долгое время была частью жизни маленького ребенка.
  3. Невозможность проявления эмоций.

Возможно, если бы ребенку было позволено поскучать и поплакать, а разлука компенсировалась положительными эмоциями, болезни бы не было.

Важно то, что вылечить психосоматические нарушения медицинскими препаратами невозможно.

В нашей истории родители приехали и забрали девочку, хотя к пустышке они больше не вернулись. Стрессовый фактор, может, и эффективен, но очень опасен. Относиться к детским психологическим проблемам надо ответственно и осторожно, тогда каждая решенная задача сделает ребенка крепче и счастливее.

Психосоматика: кашель

Часто родители считают, что ребенок начал кашлять, потому что съел или выпил что-то холодное или просто переохладился. Но кашель может быть связан с тем, что ребенок не выражает негативные эмоции, а подавляет их. Обратите внимание, умеет ли ребенок говорить о своем страхе, тревоге, отвращении, позволяет ли себе злиться и выражать недовольство. Помогите ему, скажите, что нормально испытывать одно из этих чувств. Не надо давить его в себе, необходимо принять и отпустить ситуацию, а не застревать в ней, при этом не чувствовать себя плохим, от того, что он испытывает такие чувства.

Луиза Хей связывает кашель с влиянием семьи. В интеллигентных семьях считается неприличным ругаться, многие проблемы замалчиваются. Такая семья похожа на спящий вулкан. С виду все хорошо, а изнутри куча проблем, которые вот-вот вырвутся наружу. Детям в этих семьях внушают: «Хорошие мальчики/девочки не злятся, не возмущаются, не обижаются. » Ребенку остается только заболеть и выкашливать невысказанные эмоции и слова.

Причины психосоматических заболеваний

Очень часто болеют дети, которые не могут выразить свои переживания и таким образом через физическую болезнь пытаются обратить внимание взрослых на свои психологические проблемы.

Детский организм начинает сигнализировать о проблемах с психологическим состоянием путем повышения температуры, ознобом, апатией. И это далеко не все симптомы. Таким образом, включается психологическая защита, когда эмоции и переживания переходят в тело. Многие родители замечали, что после того как ребенок долго переживал, что ему не купили заветную игрушку начинает подниматься температура, психика пытается блокировать перенапряжение и «выпустить пар» через телесные недуги.

Допустим, если у ребенка насморк — это значит, что он либо сильно обижен, либо страдает от того, что его никто не слушает и он не может высказать свое мнение. Родители такого ребенка часто не дают ему высказать свое мнение, заставляют его помолчать, либо не вмешиваться в их разговор и делают за него все то, что он может выполнить самостоятельно.

Если каждая детская простуда сопровождается кашлем, то это проявление внутреннего протеста ребенка, он не хочет что-либо делать, но боится открыто о этом сказать родителям. Ребенок, которому постоянно все запрещают и ограничивают его деятельность, страдает как правило, воспалениями легких и бронхитом.

Палитра симптомов

Насморк у ребенка

Сегодня считается, что около 60–80% всех болезней имеют психогенную природу. Но и это очень скромная оценка. Ведь список «обычных» заболеваний на деле получается слишком коротким. К недугам, не имеющим под собой психологической подоплеки, относятся поражения органов в результате травмы, инфекционные заболевания (в том числе бронхиальная астма инфекционного характера), пороки развития, пищевые расстройства, вызванные неправильными привычками в еде (например, гастрит на фоне семейной традиции есть острые, жирные и жареные блюда), ожирение, связанное с объективным перекармливанием ребенка, а не с психологическим «заеданием» стресса. Все остальные заболевания входят в группу психосоматических хворей.

Однако начинаются эти психогенные болезни не сразу, а с легких телесных симптомов, которые называются психосоматическими реакциями. К самым распространенным из них относят диспепсические явления (тошнота, снижение аппетита, метеоризм, диарея), кожные высыпания (похожие на крапивницу), головные боли разной локализации. На уровне нервной системы психосоматика может проявляться невротическими симптомами. В эту группу попадают нарушения сна (трудности с засыпанием, беспокойный сон с тягостными сновидениями, частые пробуждения), вегетососудистая дистония, мимические и респираторные тики, плаксивость, пугливость, страхи (темноты, одиночества, сказочных персонажей), вредные привычки (раскачивание, сосание пальца и другие).

И психосоматические реакции, и невротические симптомы еще не болезнь. Не всегда эти преходящие нарушения закрепляются и приводят к стойкому изменению в органах. Бывает, что психическое состояние ребенка нормализуется и симптоматика уходит. Скорее, все это можно обозначить как симптомы пред-заболевания. Однако при этом пограничном состоянии риск возникновения постоянных изменений и закрепление определенного способа реагирования на стресс, тревогу, негативные эмоции и переживания очень высок. К счастью, если вовремя заметить патологические реакции ребенка и их зависимость от определенных факторов, то на этапе предболезни с ними можно легко справиться.

Что делать?

Распознать психосоматические проявления у ребенка легче всего родителям. Бояться этих симптомов не стоит. Гораздо важнее осознать, что часто это сигнал, что что-то идет не так и старые способы решать проблему работать перестали. И знак родителям, что для них тоже пришло время меняться, причем ради их же блага.

  • Заметить. На стадии первых звоночков важно разобраться, какое событие в жизни ребенка вызвало эту специфическую телесную реакцию. А потом важно помочь ему назвать и выразить подавленную эмоцию. Так мы не дадим сформироваться болезненной стереотипной реакции на стресс.
  • Описать. Если тревожный симптом уже появлялся 2–3 раза, со временем он стал усиливаться или начал проходить медленнее, заведите дневник. Записывайте максимально подробно место и время возникновения телесной реакции, обстоятельства, при которых она проявилась, как на это отреагировали члены семьи, что вы все делали и как себя вели (каждый по отдельности), сколько по времени длилось недомогание и в результате чего, по вашему мнению, прошло. Хорошо бы записать и ваши переживания и чувства. Этот метод поможет максимально объективно проанализировать ситуацию и выявить причину, «запустившую» болезнь.
  • Проанализировать. Попробуйте мысленно или письменно ответить на вопрос: «Как меняется жизнь ребенка и жизнь семьи, когда он заболевает?». Эта картина позволит вам увидеть скрытую выгоду, которую малыш может извлекать из своей болезни. Или подскажет, какую роль он играет в ваших отношениях с супругом (роль «спасателя» семьи, роль «переключателя внимания»).
  • Замотивировать. Заботиться о больном ребенке естественно и нормально. Но важно не перегибать палку. У ребенка должен быть сильный стимул вернуться к обычной жизни. Отмените все «бонусы» домашнего карантина. Попробуйте внушить, что болеть – это нездорово, постарайтесь заинтересовать плюсами хорошего самочувствия: «Когда ты болеешь, твой друг Петя не может приходить к тебе в гости / тебе нельзя гулять»; «Когда ты поправишься, мы обязательно сходим с тобой в зоопарк!
  • Проиграть. Можно сочинить сказку, где главный герой, попавший в схожую ситуацию, был бы одного пола и возраста с вашим ребенком. Важно, чтобы малыш активно помогал вам развивать сюжет. Ваша задача – задавать наводящие вопросы: «Как ты думаешь, что у этого мальчика случилось? Он пришел грустный из садика, почему?»; «А что девочка чувствовала? О чем мечтала?». В конце необходимо помочь главному герою справиться с проблемой или дать разные варианты ее решения (попросить у кого-то помощи, научиться по-другому выражать свои эмоции и т. п.). Чтобы ребенок увидел, что можно поссориться навсегда, а можно в итоге стать лучшими друзьями; можно молчать и дуться – и тогда никто не догадается, что случилось, а можно поделиться своими переживаниями и вместе найти выход. До 7 лет по такому сюжету можно разыграть и спектакль с участием любимых игрушек малыша – этот метод хорошо работает.

Психосоматика: насморк

Нос символизирует достоинство человека, оценивание своих поступков и восприятие себя в целом, именно поэтому возникли выражения «повесил нос» (печаль) или «задирает нос» (гордыня). Если насморк возникает без видимых на то причин, скорее всего, это следствие переживаний, связанных с унижением и подавлением собственного я. Маленький ребенок не в состоянии защитить свое достоинство, что приводит к подавлению чувств, в результате возникает постоянный насморк, который со временем может перейти в более тяжелую форму – гайморит.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Блог Лучшей Мамы